ВАЗ-2105 «Жигули»: «пятёрка» на «пятёрку»

ВАЗ-2105 «Жигули»: «пятёрка» на «пятёрку»
ВАЗ-2105

В самом начале 70-х годов прошлого века на промышленной карте СССР появилось новое предприятие – Волжский автозавод. Вся первая его продукция так или иначе перекликалась с автомобильной легендой 1960-х – Fiat-124, обладателем титула «автомобиль года» 1967 года в Европе. На рынке он занял уверенное место ровно до первой половины 1970-х, когда появились новые надёжные и вместе с этим элегантные модели, в том числе и у самого Фиата. Это, естественно, сказалось и на «клонах» Fiat-124, которые также поставлялись на экспорт.Возникла эта проблема и у ВАЗа, которую сначала пытались решить, изменяя «мелочи». Первым продуктом такого творчества стал ВАЗ-21011/21013, позиционировавшиеся вместе с «копейкой» как «бюджетная классика», и ВАЗ-2106, являвшийся, по сути, чуть улучшенной версией «роскошного» ВАЗ-2103. Все эти попытки осовременить «классику», конечно, стимулировали спрос за рубежом, но этот эффект был временным.В Европе мода начала сменяться острыми гранями и резкими сопряжениями, а на самом пике популярности начинали основательно обосновываться хэтчбеки с передним приводом. На их фоне «Жигули» смотрелись блёкло, что даже перестали спасать низкие цены. На плаву экспорт держали только модные и современные «Нивы», однако и заднеприводная линейка приносила деньги, и волжские конструкторы решились на последнее кардинальное реформирование «классики».На острие прогрессаСтоит признать, что попытки модернизировать седаны с задним приводом существовали ещё с самого момента основания завода. Уже тогда «Жигули» казались староватыми, да и в плане техники всё было не так гладко. Ещё тогда дизайнеры пытались отойти от хромированной решётки радиатора и круглых фар, набивших всем оскомину, заменив их пластиком и лаконичным «кубизмом».Однако любые серьёзные вмешательства портили совершенный итальянский лик, поэтому почти все такие решения пришлось буквально искать на ощупь. Как бы там ни было, но, когда поступило техническое задание что-то сделать с внешностью «классики», у дизайнеров уже был определённый багаж наработок.Сначала было решено «заострить» кузов, однако изначально у художников-конструкторов висело условие не трогать пол, крышу и силовой скелет, являвшимися самыми дорогими производственными штампами. Благодаря изменениям рисунка штамповок передних и задних панелей, включая двери, внешность будущего автомобиля действительно омолодилась и перестала сходу давить возрастом.А дабы подчеркнуть нововведения, в экстерьер было добавлено больше пластика и черного цвета в целом. Из таковых можно назвать:1. новые боковые зеркала, регулируемые из салона;2. прямоугольную решётку радиатора;3. алюминиевые бампера с резиновыми накладками,4. дефлекторы салонной вентиляции на задних стойках другой формы5. и чёрные поля вокруг боковых стёкол.Другими стали молдинги на порогах, задние фонари, вместившие в себя весь функционал задней оптики, и колёса, лишившиеся колпаков, выполнявшиеся из алюминия и получившие современную резину Ми-166. Окончательно и бесповоротно исчезли форточки, изменились ручки открывания дверей.Однако главным достижением будущей «пятёрки» стали передние фонари, блок которых впервые в истории отечественного автомобилестроения вместил в себе функции переднего света, такие как: указатели поворотов, габариты, основной свет, а также гидрокорректор пучка света, что сделало возможным установку очистителей фар. Правда, такая опция, как правило, была достоянием экспортных авто, да и сами фары были лицензионным продуктом фирмы «Сибие».Благодаря этим изменениям облик автомобиля действительно заиграл, но необходимо заметить, что «рубленная» нижняя часть несколько диссонировала с плавными обводами крыши.Интерьер и техническая частьСинхронно с экстерьером менялся и интерьер, главным украшением которого стала новая приборная панель. Из её новейших характеристик можно назвать более современную комбинацию приборов, «закованных» в антибликовые конусные стёкла и полностью чёрное оформление. При этом впервые в отечественной практике обивка потолка и дверные карты стали формоваться из пластика, сидения получили полиуретановую набивку и регулируемые по высоте подголовники.Подтянули и пассивную безопасность: в дверях появились брусья безопасности, заново созданные системы вентиляции и отопления, а также бампера получили возможность установки гидроопор, что делало возможным адаптацию под рынок Канады.Но наиболее серьёзные изменения затронули именно «железо», из которых можно вспомнить:1. замена в рулевом механизме шарикового подшипника вместо роликового, что стало следствием улучшенной управляемости;2. единый монтажный блок реле и предохранителей с прозрачной крышкой под капотом;3. устройство автоматической подгонки колодок к диску задних тормозов по мере их износа;4. вакуумный усилитель тормозной системы,5. КПП с изменёнными передаточными числами,6. реформированная система зажигания7. и новый карбюратор системы Solex, получивший в Союзе название «Озон», с экономайзером и электронной системой принудительного холостого хода и пневмоприводом дросселя. Впоследствии такой карбюратор устанавливался на все «Жигули», независимо от их поколения.Но главным новшеством стал именно новый двигатель. По сути, это был базовый силовой агрегат ВАЗ-21011 объёмом 1,3 литра, однако получивший новую систему газораспределения с ремнём из специальной резины с армированием, что уменьшило шумность агрегата, а также немного изменённый картер с ГБЦ из алюминия.Изменённая ходовая часть, включая двигатель, получила оригинальный индекс «ВАЗ-2105».Дальнейшая история и развитиеЗапуск в производство первой модели новоиспечённой «классики» состоялся в 1979 году, что повлекло за собой образование второго поколения «Жигулей», которое включало седан ВАЗ-2105, универсал ВАЗ-2104 и улучшенный седан ВАЗ-2107.По сути, «пятёрка создавалась как замена устаревшей «копейки», но из-за высокого спроса внутри страны последняя оставалось ещё некоторое время востребованной. Многие перемены, затронувшие конструкцию, были благосклонно восприняты автовладельцами и каких-либо серьёзных нареканий не получали. Прижилась машина и на Западе, однако что-либо серьёзное в экспорт она не привнесла.ВАЗ-2105 выпускался до 2010 года, причём не только на родном ВАЗе, но и на различных автосборочных предприятиях и «дочках» упомянутого АвтоВАЗа, что является негласным рекордом среди семейства.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: