Модификации ВАЗ-2101 «Жигули»: вариации на тему



Модификации ВАЗ-2101 «Жигули»: вариации на тему

ВАЗ-2101

В 1970 году в Советском Союзе произошло знаменательное событие – в строй был запущен Волжский автозавод. Тогда его называли «стройкой века» наравне с БАМом, и строилась она почти всем союзом. Первый экземпляр ВАЗ-2101, первой модели новоявленного автогиганта, а по сути русифицированного Fiat-124, был выпущен 19 апреля этого года. Однако в самой Италии конструкции этой машины стукнуло уже четыре года, поэтому у себя на родине она уже успела обрасти некоторыми модификациями. Поэтому стоит вспомнить, что контрактом между Советским Союзом и Фиатом было предусмотрено три модели: комплектация «норма», имевшая индекс ВАЗ-2101, комплектация «люкс», будущий ВАЗ-2103, и универсал ВАЗ-2102. Все они были «копиями» Fiat-124, Fiat-124 Speciale и Fiat-124 Familiare соответственно. Так как ВАЗ-2103, по сути, является отдельной моделью, то его описание достойно отдельного материала. Но на описании других модификаций «копейки» стоит остановиться поподробнее.

ВАЗ-2102

Производство этой модели началось позже базовой модели на целый год, к тому же её объёмы выпуска были всегда меньше, чем у «копейки». Связано это было помимо всего прочего с желанием советского руководства ограничивать теневую экономику, для которой универсал был самым оптимальным вариантом перевозки «товара». За исключением типа кузова, дополнительного ряда стёкол и стоек крыши «двушка» отличалась также и оформлением задней части. Благодаря интегрированию пятой двери задние фонари стали вертикальными, опустилась до уровня бампера погрузочная высота, подсветка номера переехала в ручку поднимания таковой и замок открывания багажника стал иной формы.
Произошли изменения и в салоне. Задний диван стал трансформируемым, образуя при складывании ровную грузовую площадку, запасное колесо переехало под пол багажника. Из технической части изменились передаточные числа, в результате чего возросла грузоподъёмность, но в противовес ухудшилась динамика, увеличился в объёмах бензобак и были усилены обе подвески. В результате всех этих метаморфоз грузоподъёмность поднялась до 250 килограммов, но снизилась жёсткость кузова, особенно на кручение, поэтому всем известные багажники на крыши устанавливались преимущественно на базовые седаны.

ВАЗ-21011 и -21013

Как уже было упомянуто выше, конструкции ВАЗ-2101 на момент своего появления в общей сложности стукнуло четыре года. В это время автомобильная мода в Европе успела претерпеть некоторые изменения. Конечно, формы 124-го Фиата всё ещё оставались актуальными, однако были у них и серьёзные конкуренты. Например, Renault 16, который помимо традиционно смелого французского дизайна имел ещё и переднеприводную компоновку, да и вообще был очень прогрессивным автомобилем. Кстати, на роль лицензионной машины для СССР он также рассматривался, но из-за излишней сложности конструкции французов ждал отказ. В общем, европейским «ветром перемен» на ВАЗ-2101 и его прототип успело напустить пыли, поэтому в Турине начали готовить своему детищу преемника. Не могли оставаться в стороне и советские автостроители.
Так как «единичка» в Союзе обладала феноменальным спросом, ибо подобных прецедентов в отечественной истории ещё не было, поэтому особой нужды в её модернизации внутри страны не было. Посему лёгкий рестайлинг, затеянный руководством ВАЗа, предназначался в первую очередь для стимулирования экспортного потенциала своей продукции. О создании чего-то принципиально нового не было и речи: требовалось лишь немного освежить внешность и внести маленькие коррективы в техническую составляющую. В первую очередь бамперы лишились устаревших клыков, приобретя взамен резиновою полосу вдоль всей кромки, при этом заходя и на торцы. Вертикальных прутков в облицовке радиатора стало больше (с 9 до 19), передние подфарники лишились треугольного профиля, став оранжевыми (то есть показателями поворотов), а бывшие габариты были перенесены в основные «кругляшки». Завершали трансформации передка чуть изменённая ладья, четыре дополнительных отверстия под решёткой радиатора и новое прямоугольное зеркало заднего вида, которое переехало на дверь. Произошли перемены и сзади: на задних стойках крыши появились дефлекторы салонной вентиляции, на крышку багажника переехал шильдик «Жигули», превратившись в «Жигули1300» или «LADA1300», а на его место «встал» фонарь заднего хода; при этом плоскими стали задние фонари, в теперь которые были интегрированы катафоты.
Преобразовывался и интерьер: уменьшилось число выемок на торпедо, которая заодно лишилась металлической накладки взамен на плёнку «под дерево», чуть изменилась приборная панель, расшивка дверных карт и форма подлокотников, появились новые передние сидения. В оформлении руля отказались от хромированного кольца, дислоцировались пепельницы, педаль акселератора стала навесной и появились ручки стеклоподъёмников другой формы. В «железе» главной новинкой стал новый мотор, расточенный до 1,3 литра, а также сдвоенный бачок тормозной жидкости с индикацией уровня тормозной жидкости. Автомобиль со всеми этими изменениями добавил к прежнему индексу ещё одну единицу, что означало модернизацию базовой конструкции. Существовала и ещё одна версия «копейки», имевшая все признаки «ноль одиннадцатой», однако оставившая прежний двигатель объёмом 1,2 литра, которая получила индекс ВАЗ-21013.

Заключение

Несмотря на всю сегодняшнюю наивность всех изменений модификаций ВАЗ-2101, тогда они воспринимались как самостоятельные модели, так как во время дефицита и неравномерного распределения ресурсов любая машина воспринималась как привилегия, достойная удела «небожителей». Именно поэтому даже самые простые «Жигули» считались тогда за нечто большее, чем они были на самом деле. В заключении же добавим немного статистики: базовый седан ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1983, универсал ВАЗ-2102 с 1971 по 1985, ВАЗ-21011 с 1974 по 1981, а ВАЗ-21013 с 1977 по 1988 годы.