тест моторных масел 2013

тест моторных масел 2013
тест моторных масел 2013

Ресурсные испытания чего бы то нибыло – дело чрезвычайно дорогое. Нужно максимально точно смоделировать реальныеусловия эксплуатации, зафиксировать полученные результаты, проанализировать ихи сделать правильное заключение о проделанных испытаниях. С ресурсными испытаниями автомобилей мы знакомы. Этимзанимаются не только ведущие западные автоиздания, но и автомобильная прессанашей страны. Газета

откатала на ресурс уже не одну машину.

Журнал За рулем также занимаетсяэтим направлением. Но в этот раз разберем ресурсный тест не автомобилей, асинтетических моторных масел для двигателя. Моторные масла класса вязкости 5W40 по SAE испытал журнал,а тест масел с индексом 5W30, провела газета. Задача у обоих изданий была одна –грамотно сравнить моторные масла, получив максимально объективные результаты. Но методы – разные. Журнал За рулем взялсяза испытания в лабораторных условиях, залив зачетные масла в два вазовскихдвигателя с впрыском, которые пришлось доработать, чтобы приблизить их кмоторам современных автомобилей.

А газета Авторевю заполучила в своераспоряжении несколько одинаковых Фордов Фокусов второго поколения с атмосфернымбензиновым двигателем 1. 6 (100л. С.

) и механикой. Все автомобили практическиновые, но в ходе испытаний им предстояло накрутить 10000 км, чтобыпроверить залитые в их двигатели масла. Журнал За рулем В списке испытуемых масел оказалисьмоторные масла CastrolMagnatec C3, Shell Helix HX8, Mobil Super 3000, Esso Ultron, BP Visco 5000, Elf Excellium NF, Total Quartz 9000 и ZIC XQFully Synthetic. Вместеэти масла составляют 75% российского рынка.

По европейской классификациикачества все они принадлежат к высококачественной группе А3/В3/В4. А поклассификации американской системы API (AmericanPetroleum Institute – американский институт нефти) – большинство маселотносится к категории SM/CF, масло Castrol – к SN/CF,другие – к SL/CF. На обывательском языке это означает, что масла этих категорийпригодны для использования в современных бензиновых и дизельных двигателях каклегковых, так и легких коммерческих автомобилей.

Стендовые двигатели За рулемдолжны проработать в режиме, соответствующем пробегу в 15000 км, что для большинстваавтомобилей является межсервисным интервалом. Примечательно, что за весь периодработы моторов долива масла не потребовалось ни разу: четырех литров однойканистры (масло каждого производителя было разлито в такие канистры) хватиловсем восьми маркам. На угар ушло 0,6-0,7л масел ZIC XQ Fully Synthetic иCastrol Magnatec C3. Остальные масла расходовались сильнее – от 1,2 до1,5 литров за всю дистанцию. Esso Ultron 5W-40 синтетическое масло, разработанное для обеспечения надежной работы и защиты всех типов двигателей легковых автомобилей на уровне высочайших стандартов. Esso Ultron 5W-40 рекомендуется для применения во всех типах двигателей, особенно современных многоклапанных бензиновых или дизельных, оснащенных микропроцессорными системами впрыска, турбонаддувом и другими системами повышения мощности.

Esso Ultron 5W-40 отлично подходит для всех легковых, легких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Это масло идеальный выбор для тех, кто желает получить от масла высочайшее качество и надежную защиту. Производитель заявляется об отличной термоокислительной стабильности масла, препятствующая образованию отложений и шлама, улучшенные антифрикционные свойства позволяют экономить топливо, отличные низкотемпературные свойства обеспечивают легкий запуск в холодную погоду и быструю защиту двигателя усилены высокотемпературные характеристики с целью создания запаса защитные свойств в самых тяжелых условиях движения. Esso Ultron 5W-40 соответствует или превосходит следующие спецификации промышленности и производителей оборудования: API SL/SJ/CF и АСЕА А3, ВЗ, В4. Заявленная производителем термоокислительная стабильность масла на деле оказалось слабоватой. Во время теста кинематическая вязкость масла упала на 3,43 сСт и вышло за пределы группы вязкости по SAE скатившись до значения в 17,13 сСт.

При этом по угару масло оказалось тоже к группе лидеров и его объем за время испытаний сократился на 1,28 литра. При этом по уровню высокотемпературных отложений масло оказалось на высоте, а вот содержание железа в отработке было максимальное во всем тесте. При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,8 и 3,75 % соответственно, потом к концу пробега эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 2,4 %. Синтетическое моторное масло Esso Ultron показало не способность преодолеть весь 15 тыс. Км забег. 10000 км это для него предел.

Газета Авторевю В тесте газеты Авторевюучаствовали масла с индексом вязкости 5W30 по SAE. Среди них были Castrol Magnatec А1,G-Energy F Synth EC Secured fuel economy, Mobil Super FE Special (fueleconomy), Motul 8100 Eco-nergy, Shell Helix Ultra Extra, THK MagnumProfessional F, Total Quartz 9000 Future fuel economy и ZIC XQ LS– всего восемь масел. Автомобили готовили к тесту,сначала обкатывая их на заводском масле, после этого в двигатели машинзаливалась первая партия тестовых масел, а спустя 25 минут работы мотора нахолостом ходу – очередная замена масла, а потом начало самого теста. На восемь видов масла –восемь Фокусов и четыре водителя. Пока одна группа автомобилей накручиваеткилометраж по кругу Дмитровского автополигона, другая остывает. Каждый часмашины роли машин менялись.

Движение по скоростной дороге автополигона строгорегламентировано: скорость 130 км/ч, третья передача, 6000 об/мин. В такомрежиме – четыре дня. А на пятый – пробки.

В этот день каждый Ford Focus простоял три часа на холостом ходу. Дальше маршрутпо пробкам, длинной в 1,5 км. Дальше час на остывание, а потом еще три часапробок. В итоге – реально пройденные 10 000 км, в ходе которыхдвигатели работали 100 часов на 6000 об/мин, 54 часа на холостом ходу исовершили 45 холодных пусков. Но на главную особенностьтеста проведенного газетой мы обратили внимание позже, когда начали оцениватьполученные результаты.

Поведение моторных масел, характеристики их окисления иполученные результаты ни как не ложились в привычную картину, которуюпоказывали тесты журнала За Рулем и окислительной динамикимоторных масел. Мы начали внимательнеесмотреть на полученные результаты, и нам показалось странным, каким образом расходтоплива меньше при движении на отработанном масле нежели на новом? Экспертыгазеты на этот вопрос ответ в статье не дают, а результаты теста журнала ЗаРулем говорят прямо об обратной тенденции. Да и простой логический анализ показывает, что движение на свежем,более жидком масле, должно быть экономичнее, нежели на старом и загустевшем. Второй существенный вопрос ктесту возник при изучении результатов теста масла Mobil Super FE Special.

Указано, что за время пробега угорело 2,62 литра этого моторного масла, приэтом изменения вязкости составили всего 15,92 %, что является среднимрезультатом по тесту. При объеме масла с фильтром в 4,1 литр получается, чтоугорело 64% масла, а вязкость изменилась всего на 16%? Ответ на это вопрос крылся вусловиях теста цитируем: В другие моторы мы тоже добавляли свежее масло: после каждого отборапроб во всех картерах устанавливался одинаковый уровень, до отметки MAX пощупу. А чтобы коэффициент обновления, то есть соотношение между свежим и ужепоработавшим маслом, был одинаковым, из тех автомобилей, где расход на угар былнаименьшим, часть отработанного масла сливалась.

За весь цикл испытаний мыдолили во все автомобили по 1,4л свежего масла. Получается, что в двигательпостоянно доливалось масло и вторую часть забега с 5000 до 10000 тыс. Километров двигатель работал на смеси старого масла и нового. Причем долянового масла колебалась от 32 % до 64 %. Это и объясняет, почему в среднийрасход топлива на второй половине тестового пробега ниже, чем в первойполовине. Ко всему этому нужно добавитьаномальное поведение кинематической вязкости.

Стандартное поведение масла,в двигателе следующее Кинематическая вязкостьнового масла должна находиться в пределах указанных требованиями SAE. Предельные значения для группы заданы с достаточно большими допусками. Из этогодопуска по вязкости масло не должно выходить за все время эксплуатации вавтомобиле.

Но как только мало попадает в двигатель, в нем сразу же начинаютидти процессы старения. Оно попадает под действия высоких температур в областиверхнего поршневого кольца и начинают идти два встречных процесса. С одностороны база масла начинает густеть с другой стороны начинает разрушатьсяполимерный загуститель, что приводит к разжижению масла и снижениякинематической вязкости.

Таким образом, сначала масло разжижается из-засрабатывания полимерного загустителя и когда его запас заканчивается, и он неуспевает компенсировать повышение вязкости, кривая вязкости начинает идти вверхи масло начинает густеть. В тот момент, когда вязкость старого масла сравнялосьс вязкостью нового – это оптимальный момент для его замены. Поскольку дальше вязкостьмасла будет только повышаться, что может привести к трагическим последствиямдля двигателя. В наших тестах на окисленияхи тесте ЗР как раз такая тенденция и наблюдается, а вот тест АР показываетсовсем другую картину. Ни одно из тестируемых масел не стало более густым, чем новое! Вязкость во всех пробах и в 5000 км и 10000 км ниже первоначальной заводскойвязкости.

Что такие масла хорошие? Нет, просто исследовалась смесь из нового истарого масла. В итоге получается, что извсех протестированных газетой АвтоРевю параметров объективно использовать дляоценки антиокислительных свойств моторного масла можно только его расход наугар. При этом мы все равно решили привестиполученные в тесте результаты. Текст: Роман Харитонов.

.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: