синтетические масла 5w30 тест за рулем



синтетические масла 5w30 тест за рулем

синтетические масла 5w30 тест за рулем

Ресурсные испытания чего бы то ни
было – дело чрезвычайно дорогое. Нужно максимально точно смоделировать реальные
условия эксплуатации, зафиксировать полученные результаты, проанализировать их
и сделать правильное заключение о проделанных испытаниях. С ресурсными испытаниями автомобилей мы знакомы. Этим
занимаются не только ведущие западные автоиздания, но и автомобильная пресса
нашей страны.


Газета


откатала на ресурс уже не одну машину. Журнал За рулем также занимается
этим направлением. Но в этот раз разберем ресурсный тест не автомобилей, а
синтетических моторных масел для двигателя. Моторные масла класса вязкости 5W40 по SAE испытал журнал,
а тест масел с индексом 5W30, провела газета. Задача у обоих изданий была одна –
грамотно сравнить моторные масла, получив максимально объективные результаты. Но методы – разные.


Журнал За рулем взялся
за испытания в лабораторных условиях, залив зачетные масла в два вазовских
двигателя с впрыском, которые пришлось доработать, чтобы приблизить их к
моторам современных автомобилей. А газета Авторевю заполучила в свое
распоряжении несколько одинаковых Фордов Фокусов второго поколения с атмосферным
бензиновым двигателем 1. 6 (100л.


С. ) и механикой. Все автомобили практически
новые, но в ходе испытаний им предстояло накрутить 10000 км, чтобы
проверить залитые в их двигатели масла. Журнал За рулем В списке испытуемых масел оказались
моторные масла Castrol
Magnatec C3, Shell Helix HX8, Mobil Super 3000, Esso Ultron, BP Visco 5000, Elf Excellium NF, Total Quartz 9000 и ZIC XQ
Fully Synthetic. Вместе
эти масла составляют 75% российского рынка. По европейской классификации
качества все они принадлежат к высококачественной группе А3/В3/В4.


А по
классификации американской системы API (American
Petroleum Institute – американский институт нефти) – большинство масел
относится к категории SM/CF, масло Castrol – к SN/CF,
другие – к SL/CF. На обывательском языке это означает, что масла этих категорий
пригодны для использования в современных бензиновых и дизельных двигателях как
легковых, так и легких коммерческих автомобилей. Стендовые двигатели За рулем
должны проработать в режиме, соответствующем пробегу в 15000 км, что для большинства
автомобилей является межсервисным интервалом. Примечательно, что за весь период
работы моторов долива масла не потребовалось ни разу: четырех литров одной
канистры (масло каждого производителя было разлито в такие канистры) хватило
всем восьми маркам.


На угар ушло 0,6-0,7л масел ZIC XQ Fully Synthetic и
Castrol Magnatec C3. Остальные масла расходовались сильнее – от 1,2 до
1,5 литров за всю дистанцию. Esso Ultron 5W-40 синтетическое масло, разработанное для обеспечения надежной работы и защиты всех типов двигателей легковых автомобилей на уровне высочайших стандартов. Esso Ultron 5W-40 рекомендуется для применения во всех типах двигателей, особенно современных многоклапанных бензиновых или дизельных, оснащенных микропроцессорными системами впрыска, турбонаддувом и другими системами повышения мощности. Esso Ultron 5W-40 отлично подходит для всех легковых, легких грузовых автомобилей и микроавтобусов. Это масло идеальный выбор для тех, кто желает получить от масла высочайшее качество и надежную защиту.


Производитель заявляется об отличной термоокислительной стабильности масла, препятствующая образованию отложений и шлама, улучшенные антифрикционные свойства позволяют экономить топливо, отличные низкотемпературные свойства обеспечивают легкий запуск в холодную погоду и быструю защиту двигателя усилены высокотемпературные характеристики с целью создания запаса защитные свойств в самых тяжелых условиях движения. Esso Ultron 5W-40 соответствует или превосходит следующие спецификации промышленности и производителей оборудования: API SL/SJ/CF и АСЕА А3, ВЗ, В4. Заявленная производителем термоокислительная стабильность масла на деле оказалось слабоватой. Во время теста кинематическая вязкость масла упала на 3,43 сСт и вышло за пределы группы вязкости по SAE скатившись до значения в 17,13 сСт.


При этом по угару масло оказалось тоже к группе лидеров и его объем за время испытаний сократился на 1,28 литра. При этом по уровню высокотемпературных отложений масло оказалось на высоте, а вот содержание железа в отработке было максимальное во всем тесте. При проведении испытанийбыло отмечено повышение мощности и снижение расхода топлива до испытаний на 2,8 и 3,75 % соответственно, потом к концу пробега эти значения нивелировались, и было отмечено увеличение расхода топлива на 2,4 %. Синтетическое моторное масло Esso Ultron показало не способность преодолеть весь 15 тыс. Км забег.


10000 км это для него предел. Газета Авторевю В тесте газеты Авторевю
участвовали масла с индексом вязкости 5W30 по SAE. Среди них были Castrol Magnatec А1,
G-Energy F Synth EC Secured fuel economy, Mobil Super FE Special (fuel
economy), Motul 8100 Eco-nergy, Shell Helix Ultra Extra, THK Magnum
Professional F, Total Quartz 9000 Future fuel economy и ZIC XQ LS
– всего восемь масел. Автомобили готовили к тесту,
сначала обкатывая их на заводском масле, после этого в двигатели машин
заливалась первая партия тестовых масел, а спустя 25 минут работы мотора на
холостом ходу – очередная замена масла, а потом начало самого теста.


На восемь видов масла –
восемь Фокусов и четыре водителя. Пока одна группа автомобилей накручивает
километраж по кругу Дмитровского автополигона, другая остывает. Каждый час
машины роли машин менялись. Движение по скоростной дороге автополигона строго
регламентировано: скорость 130 км/ч, третья передача, 6000 об/мин. В таком
режиме – четыре дня.


А на пятый – пробки. В этот день каждый Ford Focus простоял три часа на холостом ходу. Дальше маршрут
по пробкам, длинной в 1,5 км.


Дальше час на остывание, а потом еще три часа
пробок. В итоге – реально пройденные 10 000 км, в ходе которых
двигатели работали 100 часов на 6000 об/мин, 54 часа на холостом ходу и
совершили 45 холодных пусков. Но на главную особенность
теста проведенного газетой мы обратили внимание позже, когда начали оценивать
полученные результаты. Поведение моторных масел, характеристики их окисления и
полученные результаты ни как не ложились в привычную картину, которую
показывали тесты журнала За Рулем и
окислительной динамики
моторных масел.


Мы начали внимательнее
смотреть на полученные результаты, и нам показалось странным, каким образом расход
топлива меньше при движении на отработанном масле нежели на новом? Эксперты
газеты на этот вопрос ответ в статье не дают, а результаты теста журнала За
Рулем говорят прямо об обратной тенденции. Да и простой логический анализ показывает, что движение на свежем,
более жидком масле, должно быть экономичнее, нежели на старом и загустевшем. Второй существенный вопрос к
тесту возник при изучении результатов теста масла Mobil Super FE Special. Указано, что за время пробега угорело 2,62 литра этого моторного масла, при
этом изменения вязкости составили всего 15,92 %, что является средним
результатом по тесту. При объеме масла с фильтром в 4,1 литр получается, что
угорело 64% масла, а вязкость изменилась всего на 16%? Ответ на это вопрос крылся в
условиях теста цитируем: В другие моторы мы тоже добавляли свежее масло: после каждого отбора
проб во всех картерах устанавливался одинаковый уровень, до отметки MAX по
щупу. А чтобы коэффициент обновления, то есть соотношение между свежим и уже
поработавшим маслом, был одинаковым, из тех автомобилей, где расход на угар был
наименьшим, часть отработанного масла сливалась.


За весь цикл испытаний мы
долили во все автомобили по 1,4л свежего масла. Получается, что в двигатель
постоянно доливалось масло и вторую часть забега с 5000 до 10000 тыс. Километров двигатель работал на смеси старого масла и нового. Причем доля
нового масла колебалась от 32 % до 64 %.


Это и объясняет, почему в средний
расход топлива на второй половине тестового пробега ниже, чем в первой
половине. Ко всему этому нужно добавить
аномальное поведение кинематической вязкости. Стандартное поведение масла,
в двигателе следующее
Кинематическая вязкость
нового масла должна находиться в пределах указанных требованиями SAE.


Предельные значения для группы заданы с достаточно большими допусками. Из этого
допуска по вязкости масло не должно выходить за все время эксплуатации в
автомобиле. Но как только мало попадает в двигатель, в нем сразу же начинают
идти процессы старения. Оно попадает под действия высоких температур в области
верхнего поршневого кольца и начинают идти два встречных процесса.


С одно
стороны база масла начинает густеть с другой стороны начинает разрушаться
полимерный загуститель, что приводит к разжижению масла и снижения
кинематической вязкости. Таким образом, сначала масло разжижается из-за
срабатывания полимерного загустителя и когда его запас заканчивается, и он не
успевает компенсировать повышение вязкости, кривая вязкости начинает идти вверх
и масло начинает густеть. В тот момент, когда вязкость старого масла сравнялось
с вязкостью нового – это оптимальный момент для его замены. Поскольку дальше вязкость
масла будет только повышаться, что может привести к трагическим последствиям
для двигателя.


В наших тестах на окислениях
и тесте ЗР как раз такая тенденция и наблюдается, а вот тест АР показывает
совсем другую картину. Ни одно из тестируемых масел не стало более густым, чем новое! Вязкость во всех пробах и в 5000 км и 10000 км ниже первоначальной заводской
вязкости. Что такие масла хорошие? Нет, просто исследовалась смесь из нового и
старого масла.


В итоге получается, что из
всех протестированных газетой АвтоРевю параметров объективно использовать для
оценки антиокислительных свойств моторного масла можно только его расход на
угар. При этом мы все равно решили привести
полученные в тесте результаты. Текст: Роман Харитонов.


.