если не дотянуть один болт на головке что будет



если не дотянуть один болт на головке что будет

если не дотянуть один болт на головке что будет

На днях закончил перебирать пару домашних моторов себе и другу. Делал капиталку-лайт на 7a-fe и 4e-fe. Накопил скромный личный опыт. Сразу оговорюсь, что раньше капиталил полностью и успешно пару двигателей 402х для Волги, один Вазовский для Нивы и один 412 двигатель Москвича. С 7A-FE 1. 8 проблем не возникло совсем при сборке и протяжке ГБЦ – внятно и аккуратно без замены болтов подошел к моменту 90Нм, ни один болт не поплыл.


А вот родной 4e-fe вдруг трепанул нервы при снятии-установке ГБЦ. Началось с успешного поиска головки-звездочки на 9, потерей трех головок болтов при откручивании, а закончилось плаванием момента при установке ГБЦ и обрывом (слава богу не под корень) одного болта с целью научить руку чувствовать момент на 9мм болтиках. В теории все просто – берем оригинальную прокладку и комплект новых болтов ГБЦ, подводим поэтапно по схемке от центра к краям болты к 40Нм, доворачиваем на 90 градусов и идем пить пиво. Перед этим можно вы. Ся с промером поверхности блока и шлифовкой ГБЦ для профилактики.


На практике я езжу на недорогой машинке, блок и голову очищаю от остатков старой прокладки, внимательно смотрю чтобы не было следов коррозии, глубоких раковин, осматриваю болты на предмет состояния резьбы, одинаковой длины, тщательно чищу и в меру смазываю гнезда под болты и в путь. Естественно если перед этим не было эксцессов с пробитием ГБЦ и прочих звоночков которые могли бы намекать на поведенную плоскость ГБЦ-блока. Именно из-за повторного использования старых болтов я не сторонник затяжки по принципу момент 40Нм +доворот90 градусов. Я приблизительно понимаю теорию доворота – задача за счет кондиционных болтов и эффекта торсиона создать гарантированный одинаковый момент по всей плоскости. На практике – башка старая, болты старые, денег жалко и прочий стыд.


А ГБЦ посадить нужно аккуратно и надолго. В итоге я тяну всегда по моменту стрелочным динамометрическим ключом в 3-4 приема, даю отстояться голове после затяжки и потом еще проверяю не ушел ли момент. Так вот на 4e-fe у меня половина болтов поплыла при попытке выставить момент. Можно было огорчиться, купить новый комплект болтов и выставить все по мануалу. Ну мы не ищем легких путей. Принципиально встала задача научить руку четко чувствовать момент на 4e-fe)))) Пошел на рискованный эксперимент – один болт крайний довел до момента обрыва.


Была угроза еще раз сменить прокладку ГБЦ в оригинале если бы не смог выкрутить полностью потекший болт – повезло дураку. А теперь цифры и рекомендации для тех кто не хочет пройти по тернистому пути. 1. Момент критического плавания для игрушечных 9мм болтиков – выше 75-80Нм
2. Я бы рекомендовал окончательный момент для б.


У. Болтов – 65Нм. Ибо если не повезет и достанутся уже уставшие болты – то в районе 70Нм они необратимо потянуться и будет грустно.


Хотя живой болт уверенно подходит и держится в районе 70-75Нм. При попытке аккуратно подвести все болты к 75Нм – я три болта вынужден был заказывать новых, ибо неприятно думать что голова в итоге будет висеть на поплывшем комплекте. 3.


Ну и для богатых и щепетильных буратин – все по мануалу, оригинал прокладка, оригинал новый комплект болтов и 40 + 90. Но учтите это в Теории и в Японии. На практике я вычитал поучительную для меня историю, как рукастый чел все сделал по мануалу, а потом решил проверить момент на устоявшейся голове и ужаснулся разбросу. .