если не дотянуть один болт на головке что будет
На днях закончил перебирать пару домашних моторов себе и другу. Делал капиталку-лайт на 7a-fe и 4e-fe. Накопил скромный личный опыт. Сразу оговорюсь, что раньше капиталил полностью и успешно пару двигателей 402х для Волги, один Вазовский для Нивы и один 412 двигатель Москвича. С 7A-FE 1. 8 проблем не возникло совсем при сборке и протяжке ГБЦ – внятно и аккуратно без замены болтов подошел к моменту 90Нм, ни один болт не поплыл.
А вот родной 4e-fe вдруг трепанул нервы при снятии-установке ГБЦ. Началось с успешного поиска головки-звездочки на 9, потерей трех головок болтов при откручивании, а закончилось плаванием момента при установке ГБЦ и обрывом (слава богу не под корень) одного болта с целью научить руку чувствовать момент на 9мм болтиках. В теории все просто – берем оригинальную прокладку и комплект новых болтов ГБЦ, подводим поэтапно по схемке от центра к краям болты к 40Нм, доворачиваем на 90 градусов и идем пить пиво. Перед этим можно вы. Ся с промером поверхности блока и шлифовкой ГБЦ для профилактики.
На практике я езжу на недорогой машинке, блок и голову очищаю от остатков старой прокладки, внимательно смотрю чтобы не было следов коррозии, глубоких раковин, осматриваю болты на предмет состояния резьбы, одинаковой длины, тщательно чищу и в меру смазываю гнезда под болты и в путь. Естественно если перед этим не было эксцессов с пробитием ГБЦ и прочих звоночков которые могли бы намекать на поведенную плоскость ГБЦ-блока. Именно из-за повторного использования старых болтов я не сторонник затяжки по принципу момент 40Нм +доворот90 градусов. Я приблизительно понимаю теорию доворота – задача за счет кондиционных болтов и эффекта торсиона создать гарантированный одинаковый момент по всей плоскости. На практике – башка старая, болты старые, денег жалко и прочий стыд.
А ГБЦ посадить нужно аккуратно и надолго. В итоге я тяну всегда по моменту стрелочным динамометрическим ключом в 3-4 приема, даю отстояться голове после затяжки и потом еще проверяю не ушел ли момент. Так вот на 4e-fe у меня половина болтов поплыла при попытке выставить момент. Можно было огорчиться, купить новый комплект болтов и выставить все по мануалу. Ну мы не ищем легких путей. Принципиально встала задача научить руку четко чувствовать момент на 4e-fe)))) Пошел на рискованный эксперимент – один болт крайний довел до момента обрыва.
Была угроза еще раз сменить прокладку ГБЦ в оригинале если бы не смог выкрутить полностью потекший болт – повезло дураку. А теперь цифры и рекомендации для тех кто не хочет пройти по тернистому пути. 1. Момент критического плавания для игрушечных 9мм болтиков – выше 75-80Нм
2. Я бы рекомендовал окончательный момент для б.
У. Болтов – 65Нм. Ибо если не повезет и достанутся уже уставшие болты – то в районе 70Нм они необратимо потянуться и будет грустно.
Хотя живой болт уверенно подходит и держится в районе 70-75Нм. При попытке аккуратно подвести все болты к 75Нм – я три болта вынужден был заказывать новых, ибо неприятно думать что голова в итоге будет висеть на поплывшем комплекте. 3.
Ну и для богатых и щепетильных буратин – все по мануалу, оригинал прокладка, оригинал новый комплект болтов и 40 + 90. Но учтите это в Теории и в Японии. На практике я вычитал поучительную для меня историю, как рукастый чел все сделал по мануалу, а потом решил проверить момент на устоявшейся голове и ужаснулся разбросу. .