какие шины лучше для зимы нордман4 или гисловед



какие шины лучше для зимы нордман4 или гисловед

какие шины лучше для зимы нордман4 или гисловед

Эксперты Авторевю тестируют шипованные шины для кроссоверов. Текст: Олег Растегаев
– Тяни, тяни! – А ты сам держи покрепче, обеими руками! Хррясь! Это сорвались клещи, а дядя Ваня, чертыхаясь, пытается покрепче ухватить шип за его жало. А ведь опыт-то у нас есть! Давным-давно, когда зимой мы сунулись из Финляндии в Германию на автомобиле, обутом в шиповки, нас не пустили немецкие пограничники: либо уезжайте откуда приехали, либо покупайте и ставьте
без шипов, либо. Тогда мы еще не знали, что в Германии введен запрет на шипы! Пришлось выдергивать гвозди изо всех четырех колес, а колеса были немаленькими – у нас был Land Rover Discovery! Слава богу, сейчас задача иная: нам надо проверить, насколько крепко шипы сидят в протекторе, так что с помощью клещей и динамометра выдернем из каждой шины лишь по паре шипов. С другими
ми мы уже легко справились, а вот покрышки ContilceContact ну никак не хотят расставаться с шипами. Список протестированных шин: Проверка прочности посадки шипов – лишь часть программы испытаний зимних шин для кроссоверов размерности 215/65R16.


Кроссоверов становится все больше. В прошлом году их доля среди проданных в России новых автомобилей достигла 13%! И всем им нужны зимние шины. Какие? В нашем тесте – девять комплектов шин: Ice Cruiser 7000,
ContilceContact 4×4,
Nord Frost 5,
X-lce North 2,
Hakkapeliitta 7, Nordman 4,
Winter Carving Edge,
Ice Guard 35 и отечественные Кама-515. Все шипованные.


И хорошо ли шипованные? Чтобы ответить на этот вопрос, мы и провели динамометрическое вырывание шипов. Выяснилось, что усилие, с которым можно вырвать шип из протектора, лежит в диапазоне от 3,5 кгс у шин Michelin до 7,0 кгс у Nokian. За исключением шин ContilceContact, где применена новая технология установки шипов: их покрывают специальным составом, который работает как клей. Когда дядя Ваня все же выдернул шип, на нем оказались следы резины, а динамометр зафиксировал усилие в 20 и 25 кгс для двух шипов.


Примерно в четыре раза больше, чем в среднем по больнице! А с шинами Nokian вышел казус: на одной из покрышек мы обнаружили три шипа без твердосплавных вставок. Комментарий специалистов Nokian прозвучал так:
– В этом году мы поменяли поставщика шипов, и, видимо, он допустил брак. Будем разбираться. На Тигуане я наматывал круги по трассе управляемости, а дядя Ваня с Андреем Моховым работали на Volvo V70: измеряли время разгона и тормозной путь на льду. Переднеприводный Volvo с отключенными задними тормозами позволяет делать замеры, меняя только передние колеса, и это помогало не упустить погоду.


На каждом комплекте они делают шесть-восемь торможений, столько же разгонов – для набора статистики. И периодически повторяют замеры на шинах, которые были первыми (мы называем их базовыми), чтобы после скорректировать результаты с учетом изменения погоды и состояния льда. На длинном и широком треке эти условия меняются не столь быстро, тем более что дядя Ваня каждый раз тормозит и разгоняется на новом месте, а вот у меня – буквально с каждым кругом. Сначала очень скользко.


Вскоре на траектории появляется насечка от шипов, и коэффициент сцепления растет – время круга улучшается. Потом в поворотах увеличивается количество выщербленной шипами ледяной крошки, и время на базовых шинах опять становится хуже, то есть увеличивается. В итоге с учетом коррекции с помощью базовых шин в этом упражнении было зафиксировано преимущество шин Continental ContilceContact 4×4. Но шипы в этих шинах выступают из протектора сильнее всего – в среднем на 1,6 мм, а отдельные вставки торчат и на 1,9 мм. В Финляндии это запрещено – по правилам, направленным на снижение ущерба дорожному покрытию, шипы не должны выступать более чем на 1,2 мм.


У нас же такие нормативы только в проекте – если они будут одобрены, то в техническом регламенте появится пункт: Выступ шипа за пределы протектора – 1,20,3 мм. А пока – хоть на спортивном семимиллиметровом шипе езжай – никто слова не скажет. Этим и пользуется компания Continental. Правда, непонятно, почему не пользуются другие – опасаются ухудшения асфальтовых характеристик? Шадричев и Мохов перевешивают аппаратуру на Tiguan и опять выезжают на ледяной трек – теперь для того, чтобы сымитировать аварийную ситуацию, а точнее – попытку объехать внезапное препятствие с применением торможения. Автомобиль разгоняется до 30 км/ч, дядя Ваня бьет по педали тормоза и одновременно на пол-оборота выворачивает руль. Наши замеры показали, что на шинах Michelin или Continental избежать неприятного столкновения с оленем проще, чем, скажем, на шинах Yokohama или Bridgestone.


А как выступают шины Nokian? Представители компании работают в соседних боксах и в процесс наших испытаний не вмешиваются. Так что с вопросом подошел я – и вызвал немалое удивление:
– Nokian на льду хуже, чем Continental? Не может быть! Мы в этом году модернизировали шины Hakkapeliitta 7 с учетом рекомендаций инженеров Porsche. Внешне они те же, но в конструкции кое-что поменяли. Финны спрашивают, можно ли проехать с нами. За руль садится Мика, местный испытатель, я справа – и мы едем на трассу ледяной управляемости. Сначала пара кругов на шинах Continental, затем – на Nokian.


Мика недоумевает: результаты и впрямь не в пользу финских покрышек. Теперь те же упражнения, но на укатанном снегу. Здесь шипы уже не являются определяющим фактором – и гегемонии шин Continental приходит конец. На разгоне выигрывают покрышки Michelin, на торможении – Gislaved, при объезде оленя предпочтительнее Pirelli.


А на трассе управляемости лучше других ведут себя шины Nokian: лучшее время круга и максимальный балл за удобство управления автомобилем. Эх, еще бы ESP на Тигуане отключалась полностью, а то едешь будто со строгим инструктором в автошколе. Покрытие здесь тоже меняется, но по-другому: образуется колея. Пять-шесть кругов – и я еду менять шины, а в это время на трассу выезжает ратрак с широченным ножом-скребком – и покрытие как новенькое. Тут же на трассе управляемости я встретил живых, а не виртуальных оленей.


К счастью, это случилось уже на выезде, когда я сбросил скорость, – шесть оленей перегородили всю дорогу! Если бы они вышли на трассу двумя поворотами раньше, без жертв вряд ли бы обошлось. Осталось оценить проходимость. Подобных тестов сами финны не проводят, поэтому найти подходящую площадку с умеренно глубоким снегом оказалось непросто.


Либо непролазная целина, либо идеально вычищенные дороги. Нашли-таки площадку на озере со слоем снега около 30 см. Даже Тигуану – по самые противотуманные фары. Ползаем по целине на каждом комплекте шин – с пробуксовкой, внатяг, то есть на грани пробуксовки. В багажнике лопата, а на связи дежурный пикап с тросом. Его помощь понадобилась нам всего один раз, когда Tiguan был на шинах Pirelli: он не смог выбраться назад по колее, которую только что проложил на этих же шинах.


А это, кстати, один из основных критериев оценки шин с точки зрения проходимости: автомобиль обязан выезжать оттуда, куда он медленно, без предварительного разгона сам же и заехал. На следующий день природа помогла нам сделать измерения, о которых мы давно мечтали. Прошел снегопад – и испытательные дороги покрылись примерно 15-сантиметровым слоем снега.


И теперь мы можем оценить динамику разгона после снегопада, когда дороги еще не расчищены. Пять-шесть стартов на Volvo с пробуксовкой на каждом комплекте шин – и выясняем, что лучше всего по целине разгоняется автомобиль на шинах Nokian, Nordman и Yokohama. А хуже – на шинах Michelin. После испытаний внимательно осматриваем шины и подсчитываем потери шипов. Понятное дело, за вычетом тех двух, что мы сами же и выдрали перед тестами. Потери оказались невелики – по одному-два шипа на комплект.


А шины Continental, Nokian, Nordman и, что нам особенно приятно, Кама не потеряли ни одного шипа. И только состояние шин Pirelli – как гром в феврале. На одной из четырех шин мы насчитали 21 пустую дырку, а всего их было 32! Стоит ли покупать шипованные шины, если в конце зимы они превратятся в нешипованные? Покончив с зимними тестами, мы взяли паузу до весны, чтобы продолжить испытания на летнем полигоне компании Nokian Tyres. Собственно говоря, мы могли провести асфальтовые тесты и на Дмитровском автополигоне, а в Тампере отправились главным образом потому, что здесь можно оценить еще и склонность шин к слашпленингу- всплыванию на снежно-водяной каше. Явление, кстати, опасное и распространенное. Весной наши дорожники нередко выгребают мокрый снег от бордюров на середину дороги, чтобы он быстрее растаял под колесами автомобилей, и если слой такого жидкого снега всего два сантиметра, шины теряют контакт с дорогой уже при скорости 37 км/ч – автомобиль становится неуправляемым! Неплохо бы эти цифры запомнить и дорожникам.


Именно на скорости 37 км/ч всплывают шины Nokian и Nordman. А другие теряют надежный контакт с дорогой еще раньше – Yokohama не позволяет разогнаться и до 34 км/ч. Казалось бы, разница небольшая, но в реальных условиях это означает, что автомобиль на одних шинах в повороте лишь слегка поскользнется, а на других – рискует оказаться на встречной полосе. Следующие упражнения мы проводим главным образом для тех, кто зимует в крупных городах, причем ездит преимущественно по асфальту.


Торможение с 80 км/ч на мокром асфальте, со 100 км/ч на сухом, переставка – и в очередной раз становится ясно, что шины, блиставшие на скользких покрытиях, на асфальте работают плохо. Взять хотя бы торможение: если на летних шинах, согласно нашим замерам (АР 17, 2008), Tiguan останавливается со 100 км/ч через 42,3 метра, то на зимних шинах тормозной путь на асфальте увеличивается в среднем на десять метров! И, наконец, комфорт. Сначала – акустический.


Я поддерживаю одинаковую скорость на зачетных участках дороги, а сидящий рядом Андрей Мохов держит в руках шумомер. Впрочем, и без шумомера ясно, что громче других шины Continental и Nokian. Но даже эти громкие шины не раздражают. А самыми тихими в тесте оказались российские покрышки Кама-515. А на треке с искусственными неровностями (уступы асфальта, заглубленные колодцы и т.


Д. ) мы выяснили, что лучшую плавность хода обеспечивают шины Michelin, а шины Pirelli, Кама и Nordman жестковаты. Наибольший вес в итоговой оценке имеют ледяные свойства (35%): лед был и остается самым опасным покрытием на зимней дороге. На втором месте снег (25%), далее отдельными строками проходимость (10%) и слашпленинг (10%), тормозные свойства на мокром асфальте (10%), и по пять процентов мы отводим на комфорт и поведение на сухом асфальте. Фавориты определены, причем они набрали равное количество баллов.


Nokian Hakkapeliitta 7, Continental ContilceContact 4×4 и Gislaved Nord Frost 5 – выбирайте любые, не прогадаете. Вполне разумным выбором будут и шины Nordman 4, которые заметно дешевле, но по итогам теста уступают лидерам лишь чуть-чуть. Pirelli Winter Carving Edge – потенциально хорошие зимние шины, но их подводит качество ошиповки. Японские покрышки в другой компании, может, смотрелись бы лучше, но на фоне грандов выглядят бледно.


Любопытно, что в итоговом рейтинге и Bridgestone, и Yokohama уступили отечественным шинам Кама-515. А может, и ни к чему эти шипы? Может, полноприводному автомобилю, да еще с внедорожными задатками, достаточно будет зимних шин без шипов? Или вообще провести весь год на всесезонках? Ответы на эти вопросы вы найдете в следующем выпуске Авторевю. Результаты испытаний приведены ниже в табличной и графической форме. Статья с сайта : http://news.colesa.ru.