Как самостоятельно натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2107



Как самостоятельно натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2107

Цепь ГРМ

Цепной привод ГРМ установлен на всех классических вазовских моделях, в том числе и на ВАЗ 2107. Каждый автолюбитель должен уметь натягивать цепь ГРМ. Провисание приводит к перескакиванию привода на шестерне. Смещение даже на один зуб вызывает нарушение работы двигателя.


Содержание статьи

  • 1 Причины и признаки ослабления цепи ГРМ
  • 2 Как часто надо проверять натяжение цепного привода ГРМ, как это правильно делать
  • 3 Последствия ненатянутой цепи
  • 4 Необходимые инструменты
  • 5 Автоматическая регулировка

Причины и признаки ослабления цепи ГРМ


Контроль состояния цепной передачи осложнён тем, что она находится внутри двигателя. Чтобы визуально проконтролировать натяжение и состояние цепного привода, надо частично разобрать мотор. Есть признаки, которые указывают на необходимость натяжения цепного привода или его замены.


Признаки слабого натяжения цепи ГРМ:


• при работе на холостых оборотах присутствует металлический звонкий звук. При резком увеличении оборотов он нарастает, а при отпускании педали газа — плавно снижается. Это происходит из-за того, что цепь ударяется о башмак и успокоитель;


• после нажатия на педаль газа автомобиль реагирует не сразу, а через некоторое время. Плохое натяжение цепи нарушает синхронность вращения коленвала и вала ГРМ;


• во время движения чувствуются провалы мощности мотора. Это также связано с несинхронной работой коленчатого и распределительного вала. Нарушается нормальная работа цилиндров, при этом один из них может перестать работать или будет работать не на полную мощность;


• увеличивается расход топлива, так как нарушена нормальная работа двигателя.


При появлении описанных признаков необходимо оценить состояние цепного привода и других элементов, отвечающих за его натяжение. Если они в норме, надо только натянуть привод, в других случаях потребуется замена вышедших из строя деталей.


Причины ослабления цепной передачи и выхода из строя других комплектующих:


• использование некачественных запчастей;


• слабое давление масла или его низкий уровень;


• нарушение правил эксплуатации автомобиля;


• несвоевременное проведение ТО.


Ослабление цепи ГРМ на ВАЗ 2107 обычно происходит из-за увеличения её длины или поломки натяжителя.


Как часто надо проверять натяжение цепного привода ГРМ, как это правильно делать


Для обеспечения нормально работы двигателя надо вовремя проводить его техническое обслуживание. Регулировка цепи ГРМ выполняется в таких случаях:


• появление признаков растяжения;


• после снятия цепи, во время ремонта двигателя или после её замены;


• перед выполнением регулировки клапанов;


• после замены натяжителя или успокоителя;


• через 10–20 тыс. км эксплуатации автомобиля.


Порядок проверки:


1. Демонтаж крышки ГБЦ. Для этого надо открутить 8 гаек, крепящих крышку. Рекомендуется при каждом снятии клапанной крышки менять прокладку. Если установить старую, то из-под неё может сочиться масло.


2. Проверка натяжения цепи. Сделать это можно рукой или при помощи отвёртки. Нажимать на цепь надо с левой и правой стороны двигателя. При этом она не должна прогибаться. Не стоит прикладывать большое усилие, так как можно деформировать звенья.


Последствия ненатянутой цепи


Цепь ГРМ — важная деталь двигателя, поэтому она изготавливается с высокой точностью и очень прочная. Последствия её ослабления могут быть следующие:


• перескакивание привода на зубах шестерён, что вызывает нарушение нормальной работы двигателя;


• ослабленная цепь будет бить как по элементам ГРМ, клапанной крышке, корпусу головки из-за чего они изнашиваются, преждевременно выходят из строя.


Своевременная натяжка цепного привода ГРМ избавит от появления таких неприятностей.


Необходимые инструменты


Для самостоятельной регулировки цепного привода на ВАЗ 2107, надо иметь такие инструменты:


• набор рожковых ключей;


• набор головок;


• мощная отвёртка;


• молоток;


• плоскогубцы.


Чтобы натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2107, необязательно ехать на СТО. Справиться с этой задачей под силу даже новичку.


Если нет времени и есть достаточный опыт, то натянуть цепной привод можно без частичной разборки двигателя. Рекомендуется перед проведением натяжения цепи провести осмотр указанной детали и других комплектующих газораспределительного механизма.


Порядок регулировки:


1. Снятие клапанной крышки. Для этого при помощи торцового ключа откручивают 8 гаек. Также понадобится снять топливный шланг, идущий к карбюратору и рычаг с тягами. После этого клапанную крышку можно снять.


2. Ослабление натяжителя. Возле помпы находится регулировочная гайка натяжителя, которую надо немного отпустить. Для этого используют ключ на 13 мм. При ослаблении натяжителя должен появиться щелчок, который указывает на то, что башмак опустился. Если этого не произошло, то надо с небольшим усилием молотком постучать по гайке, чтобы освободить заевший плунжер, находящийся внутри механизма.


3. Проворачивание коленвала. Для этого используют гаечный ключ или можно провернуть двигатель при помощи стартера, но надо включать его на доли секунды. Делают 1–2 оборота, чтобы цепной привод максимально натянулся. Надо следить, чтобы вал не провернулся назад, иначе цепь ослабнет. Если нет такого ключа, а при проворачивании двигателя стартером не удаётся добиться максимального натяжения цепи, можно использовать другой способ. Для этого приподнимают домкратом заднее колесо, включают 5 передачу и, проворачивая колесо по часовой стрелке, добиваются максимального натяжения цепного привода.


4. Фиксации гайки натяжителя. Надо удерживать коленвал, чтобы он не провернулся назад и в это время прочно закрутить регулировочную гайку.


5. Проверка натяжения цепи. Не должно быть прогиба цепного привода. Осталось запустить двигатель, проверить его работу. Если металлический звон исчез, значит, всё сделано правильно. У новичков с первого раза может не получиться хорошо натянуть цепной привод. В таком случае надо провести описанные действия ещё раз.


6. Установка клапанной крышки, рычага с тягами и топливного шланга проводится в обратной последовательности.


Описанным способом смогут отрегулировать натяжение цепи ГРМ на ВАЗ 2107 даже новички. Опытные водители могут выполнять эту работу без снятия клапанной крышки, так как умеют безошибочно выставлять коленвал в положение, когда цепь натягивается максимально.



Автоматическая регулировка


Вместо механического натяжителя цепи ГРМ, можно установить автоматический. Его отличие от предшественника в наличии храповика. На стопоре сделаны зубчики с уклоном и расположены они через 1 мм.


При ослаблении цепи, под действием пружины планка натяжителя движется вперёд и происходит её автоматическое натяжение. Наличие стопора не позволяет планке вернуться назад.


Натянуть цепь ГРМ на ВАЗ 2107 несложно. Следуя рекомендациям специалистов, справиться с такой задачей сможет любой человек. Чтобы избавиться от необходимости периодического регулирования натяжения цепи газораспределительного механизма, рекомендуется механический натяжитель заменить на автоматический.