что лучше ксенон или светодиоды



что лучше ксенон или светодиоды

что лучше ксенон или светодиоды

Чтобы рассказать о ксеноне и диодах, компания Philips собрала группу журналистов из России на своем заводе, что расположен в немецком Ахене
Чтобы понять, что лучше, привычные галогенки, ксеноновые лампы или новомодные светодиоды, нужно хоть немного знать устройство этих источников света. С галогенными лампами все просто: в стеклянной колбе имеется пара электродов, между которыми натянута вольфрамовая ниточка, которая светится при прохождении тока. А поскольку вольфрам имеет свойство испаряться, колба сделана герметичной, а внутрь нее закачана газовая смесь на основе галогенидов (отсюда и название галогенка), которая осаждает вольфрам обратно. В общем, по сути, это обычная лампа накаливания, которыми мы пользуемся в быту, только для большей долговечности заполненная газовой смесью. Ксеноновые лампы, которые правильнее называть газоразрядными, устроены кардинально другим образом.


Да, здесь тоже есть колба и два электрода, вот только никакой нити нет свечение дает электрическая дуга, разжигаемая между электродами. Если проводить бытовую аналогию, то ксенон напоминает. Электросварку. Теперь понятно, почему ксеноновый свет такой яркий? Для справки величина светового потока газоразрядной лампы составляет 3200 против 1500 лм у обычных галогенок. Глядя на эти цифры, даже людям, не смыслящим в законах оптики, должно быть понятно, что ксенон (этим газом как раз и заполнена колба газоразрядной лампы) светит вдвое ярче. Но если ксенону прочили стать убийцей галогенок, то сами газоразрядные лампы могут стать жертвой высоких технологий на смену газоразрядному свету приходят диоды.


Хотя, правильнее сказать, подкрадываются, поскольку пока хорошие диоды для ближнего света автофар светят на уровне галогенных ламп, притом капризны и дороги. Насколько дороги? Говорят, что две фары стоят больше 2500 евро! А что касается капризов, то современный светодиод не только требует крупного отражателя (что увеличивает размеры фары), но и нуждается в охлаждении. Так что пока массового перехода головной автомобильной оптики на светодиоды ждать не приходится.


Что же будет поголовно ездить с ксеноном? Не торопитесь с выводами. Во-первых, ученые всерьез занимаются проблемами светодиодов и наверняка создадут мощный и недорогой источник света, пригодный для автомобильный фар. А во-вторых, и галогенки еще послужат! На заводе Philips нам показали интересные лампы, которые выпускаются серийно: вроде обычный галоген, а светит почти как ксенон. В чем секрет? Оказывается, если заполнить галогенную лампу хитрым составом газов на основе ксенона, получится источник света, который светит вдове мощнее и вдвое дольше обычной лампы.


Чудеса? Нет, лампы Philips X-Treme Vision, которые продаются в любом автомаге. Над ксеноном специалисты Филипса тоже работают. Мы говорили, что в таких лампах свет излучает дуга между электродами.


Но чтобы разжечь дугу, нужно напряжение в 25 тысяч вольт переменного тока! Для создания такого мощного импульса нужен так называемый стартер, он же блок розжига. А еще нужен корректор, который бы автоматически менял положение фары, когда машина движется по неровностям, чтобы не ослеплять встречных водителей (понятно, что на китайском ксеноне никаких корректоров нет). Так вот, и стартер, и корректор удалось сделать такими миниатюрными, что ксенон в сборе легко умещается на ладони! Хотя раньше эти элементы занимали немало места. В общем, про автомобили ближайшего будущего скажем уверенно: освещать себе дорогу они будут всеми типами источников света галогенками, ксеноном и диодами. Первые останутся прерогативой недорогих машин, где установка других источников света не оправдана экономически, газоразрядные лампы из-за сложной конструкции и дороговизны компонентов будут устанавливаться на роскошные автомобили премиум-сегмента, а самые дорогие и самые модные авто станут щеголять светодиодами, как это сегодня делают Audi R8 и Nissan Leaf.


А сейчас светодиодам поручают только вспомогательные задачи: они играют роль стоп-сигналов, поворотников и дневных ходовых огней. И еще! Послушав инженеров Филипса, мы окончательно поняли: ксенон китайского производства зло. И не потому, что голландская компания хочет очернить конкурентов. Просто производство газоразрядных ламп процесс весьма сложный и дорогой, наладить который в кустарных условиях можно только на самом примитивном уровне. Да и понятия автоматического корректора, цветовой температуры и фокусного расстояния, не зная которых, невозможно сделать хорошую фару, китайцам, видимо, тоже неведомы.


Потому и слепят остальных водителей поклонники дешевой китайской оптики, не понимая, что это крайне опасно. Впрочем, это тема для отдельного материала. .