как выбрать трансмиссионное масло



как выбрать трансмиссионное масло

как выбрать трансмиссионное масло

Название не означает, что любой агрегат, относящийся к автомобильной трансмиссии, смазывается именно трансмиссионным маслом. У большинства переднеприводных легковых машин в коробку передач, совмещенную с главной передачей, изготовители предписывают заливать моторное масло. Шестерни в таких агрегатах только цилиндрические, поэтому опасность задиров невелика. Для автоматических коробок не годится ни трансмиссионное, ни моторное масла. Эти устройства специфичны, для их работы требуется маловязкая жидкость, которую в международной практике принято называть
ATF (Automatic Transmission Fluid).


Что же касается обычных легковых и грузовых автомобилей с классической компоновкой, а также полноприводных и некоторых переднеприводных, то в их агрегатах используются исключителено трансмиссионные масла. Синтетика или минералка относительно шестерен коробки, в принципе, большой разницы не имеет с экономической точки зрения минералка выгоднее. Удельные нагрузки, действующие в механизме;
скорости относительного скольжения. В зависимости от этого подбирают масла, различающиеся вязкостью и количеством присадок, в первую очередь противозадирных.


Последние, как правило, содержат сернистые соединения, вызывающие в критических режимах химические изменения (модификацию) металла. Поверхностный слой материала не вырывается, образуя задиры, а превращается в тонкую пленку, которая впоследствии становится продуктом износа. Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, общий износ в тяжелых условиях работы оказывается меньше. Есть в этих рассуждениях маленькая оговорка: химическая модификация позволяет снизить износ у стали или чугуна. Цветные металлы, из которых изготавливают синхронизаторы, плохо уживаются с сернистыми соединениями и в их присутствии изнашиваются, как правило, быстрее. Сегодня в легковых автомобилях применяются трансмиссионные масла двух групп: GL-4 и GL-5 по зарубежной классификации или ТМ-4 и ТМ-5 по отечественной.


GL-4 по классификации API годится для коробок переднеприводных вазовских моделей, GL-5 для всех остальных отечественных авто. Встречается и универсальное масло GL-4/5. Тип масла для иномарок легко уточнить по каталогу или в руководстве по эксплуатации. Вопреки расхожему мнению о том, что масла класса GL-5 выше качеством, чем масла класса GL-4, это не так. Данные классы просто разные нельзя сказать, что один из них хуже или лучше.


Например, использование масла класса API GL-5 в КПП ВАЗ 2109 может оказаться губительным для синхронизаторов, в то время как масло класса API GL-4 рекомевдовано ВАЗом для применения в таких КПП. SAE 85W90 минеральное Норси, Рексол ТМ-5-18, Лукойл ТМ-5-18. SAE 80W90 минералка, но менее густая Спектрол-Форвард, Велс ТМ, Mobil Mobilube HD, Texaco Geartex EP-C. полусинтетика и синтетика (класс по SAE 75W-90).


Отечественные производители уступили эту нишу зарубежной продукции: ВР Energear SGX, Teboil EP, Motulgear и пр. Хорошо известное нескольким поколениям автолюбителей трансмиссионное масло ТАД-17И ныне ушло в прошлое его сменил аналог ТМ5-18. Емкости со старой маркировкой перележали на складе или подделка. Но выбор по уровню эксплуатационных свойств это еще не все.


Надо определяться также и с вязкостью приобретаемого смазочного материала. Здесь применимы следующие рассуждения. Масла, вязкость которых при 100`С не ниже 24 мм
/с, т. Е.


Класса 140 по SAE (а уж тем более 250), предпочтительны лишь для жаркого южного климата. В зоне умеренных температур лучше ориентироваться на класс 90. А так как рациональнее использовать всесезонное масло, то речь может идти о сортах с индексами 75W-90, 80W-90 и 85W-90.


Последнее не очень подходит для сколько-нибудь суровой зимы. Масло класса 80W-90 по SAE достаточно универсально, a 75W-90 позволяет не испытывать трудностей даже в пору самых крепких морозов. Использование трансмиссионных масел отечественного производства (а подавляющее большинство из них классифицируются по API GL-5) приводит к быстрому износу синхронизаторов. Поэтому в КПП переднеприводных автомобилей марки ВАЗ рекомендуется применять трансмиссионные масла класса API GL-4 либо API GL-4/5 с вязкостью SAE 75W-80, SAE 80W-85, SAE 80W-90. Наше масло GL-4 найти довольно трудно,чаще всего это недешевые синтетические или полусинтетически, масла импортного производства, однако их применение позволяет значительно продлить срок службы КПП вашего автомобиля. Не следует кормить указанные механизмы маслами с высокой вязкостью моторными 5W-50 (10W-50 и т.


П. ) или трансмиссионными 85W-90. Чем больше ее значение, тем прочнее масляная пленка, но хуже доступ масла к деталям коробки передач. Слишком высокое значение вязкости затрудняет работу синхронизаторов, ведь лишнее масло они должны постоянно выдавливать из-под себя. Моторные 15W40 (10W40) или трансмиссионные 75W-80 окажутся впору.


Рекомендованное ВАЗом ТМ-4-12 (SAE 80W-85) совсем хорошо, лишь бы не поддельное. И хотя для переднеприводных ВАЗов сейчас рекомендованы несколько трансмиссионных масел, допускается применять и моторные. В 1996 г.


Для коробок передач самар разработали специальное масло Рексол Т SAE 80W-85 API GL-4 (ТУ 38. 301-41-164-96). В 1998-м получило допуск еще одно масло, отвечающее ТТМ ВАЗа, Лукойл ТМ-4 SAE 80W-85 (ТУ 38. 301-29-90-970). По вязкостным свойствам допустимый диапазон применения: для 75W-80 от -40 до +25`С, для 80W-85 от -30 до+35`С, для 80W-90 – от-30 до+45`С. Выход на рынок новых масел почти совпал с появлением коробки передач ВАЗ-2110, устанавливаемой сегодня и на девятки.


Теперь есть и минимальный свод требований, которым должно удовлетворять масло для коробок переднеприводных автомобилей. Универсальные трансмиссионные масла (ТТМ 1. 97. 0729-98).