Датчик Холла ВАЗ 2107

0
123
ДатчикХолла

Бесконтактная система зажигания автомобиля ВАЗ 2107 появилась в начале 90-х годов прошлого века и существенно облегчила жизнь автовладельцам. Практичность и долговечность такой системы стали возможны, благодаря использованию электронных компонентов, одним из которых является датчик Холла. Что это за прибор, и в чём заключаются особенности его эксплуатации?

Назначение и преимущества прибора

Датчик Холла (ДХ) играет одну из наиболее важных ролей в работе системы зажигания бесконтактного типа автомобиля ВАЗ 2107. Назначение прибора — фиксировать угол расположения коленвала двигателя автомобиля. Иными словами, датчик должен отреагировать на вращение вала трамблёра, вызванное вращательным движением коленвала, и передать соответствующий сигнал следующему компоненту системы, т. е. коммутатору. Датчик устанавливают только на карбюраторные «семёрки». Главные достоинства ДХ:

• отсутствие быстро выгорающих и требующих частой замены контактов;

• возможность получать напряжение в 30 кВ вместо 15 на электродах свечей зажигания.

Принцип действия устройства

В основе работы ДХ лежит эффект, открытый Эдвином Холлом в 1879 году. Учёный разместил металлическую пластину в магнитном поле, направленном перпендикулярно пластине. После того как две противоположные грани пластины подключались к источнику постоянного тока, на двух других возникала разность потенциалов. Величина полученной разности потенциалов изменялась в зависимости от изменения силы магнитного поля. Это открытие не находило широкого практического применения до середины ХХ века, когда началось использование полупроводниковых приборов в промышленных масштабах.

ДХ, который нашёл применение на «семёрке», представляет собой элемент с тремя контактами: плюс и минус постоянного тока, а также вывод сигнала на коммутатор.

Прибор (А) расположен таким образом, что между ним и магнитом (В) поочерёдно проходят выступы и прорези специальной магнитопроводящей пластины (С), которая закреплена на валу трамблёра. Количество прорезей на этой корончатой пластине равно числу цилиндров двигателя. Чередование «зубьев короны» при вращении вала трамблёра вызывает изменение выходного сигнала ДХ и формирование импульсного напряжения. В определённые моменты времени на коммутатор поступает сигнал о необходимости подавать напряжение на ту или иную свечу зажигания.

Расположение и схема подключения датчика Холла на ВАЗ 2107

ДХ на ВАЗ 2107 закреплён на распределителе, и чтобы увидеть прибор, необходимо открепить две защёлки и снять крышку трамблёра. Схема подключения ДХ на ВАЗ 2107 типична для «классики» и состоит из:

• трамблёра с ДХ;

• коммутатора, усиливающего сигнал от датчика;

• катушки зажигания, повышающей напряжение до 30 тысяч вольт;

• тахометра, подключённого к сигнальному проводу ДХ;

• низковольтных и высоковольтных проводов;

• свечей зажигания.

Неисправности Датчика Холла

ДХ выходит из строя довольно редко, но если это случилось, водитель быстро заметит изменения в работе автомобиля.

Признаки

Если ДХ на ВАЗ 2107 неисправен, то, чаще всего:

• двигатель запускается с трудом или вовсе не заводится;

• силовой агрегат работает рывками;

• машина может заглохнуть в любой момент, особенно на низких оборотах;

• увеличился расход топлива и т. д.

Следует помнить, что причина этих неполадок не всегда связана с неисправностью ДХ. Прежде чем приступать к проверке или замене этого устройства, нужно убедиться, что:

• сигнальный или питающие провода ДХ не оборваны;

• в разъём ДХ не попала вода;

• провода ДХ не перемкнулись между собой;

• не перепутана полярность поступающего на прибор напряжения;

• правильно выставлен зазор между ДХ и магнитопроводящей пластиной;

• на корпус ДХ не попал мусор или посторонние предметы.

Диагностика

Существует несколько способов проверки работоспособности ДХ.

С помощью мультиметра

В этом случае необходимо выполнить следующее:

1. Снять главный бронепровод с распределителя и подключить его к массе.

2. Включить зажигание.

3. Вынуть колодку с распределителя.

4. На мультиметре установить режим ПТ 20 В.

5. Минусовой щуп мультиметра соединить с массой.

6. Плюсовой щуп мультиметра соединяем поочерёдно с тремя проводами колодки, идущей на трамблёр. Напряжение на красном (плюсовом) проводе должно составлять 11,37 В, на зелёном (сигнальном) – 12 В, на нулевом, который, как правило, белого или чёрного цвета, напряжения быть не должно.

Эта предварительная проверка показала нам, что напряжение на ДХ поступает. После этого необходимо:

1. Вставить металлические штырьки (например, гвоздики) в сигнальный и нулевой провода.

2. Установить на своё место колодку в трамблёре.

3. Соединить плюсовой зажим мультиметра со штырьком в сигнальном проводе, а минусовой — с гвоздиком в нулевом проводе. При этом мультиметр должен показать значение, не превышающее 11,2 В.

4. Провернуть коленвал, наблюдая за показаниями мультиметра. Нижний предел измерений должен быть в интервале 0,02–0,4 В, верхний — 9–11,8 В. Если результаты измерений не превышают допустимых значений, значит, ДХ исправен.

Более наглядную картинку работы ДХ можно увидеть, если при проверке использовать вместо мультиметра осциллограф.

С помощью вольтметра и резистора

 

Этот вид проверки осуществляется без подключения к коммутатору, и для её проведения вам потребуется резистор на 1 кОм, вольтметр и провода. Чтобы определить, исправен ли ДХ, в этом случае необходимо:

1. Подключить резистор сопротивлением 3 кОм к плюсовому (красному) и сигнальному (зелёному) проводам датчика.

2. К нулевому и сигнальному проводам подключить вольтметр.

3. Подать питание на собранную схему.

4. Провернуть коленвал. Показания вольтметра должны быть в тех же пределах, что и в предыдущем способе проверки.

Другие способы

 

Для проверки исправности ДХ водители пользуются и другими способами, например:

• с помощью светодиода. Для этого потребуется демонтировать ДХ и собрать схему, похожую на предыдущую, но вместо вольтметра между сигнальным и нулевым проводами устанавливается светодиод. При этом анод подключается к сигнальному, а катод — к нулевому проводу. После этого нужно подать напряжение на схему и вставлять в прибор металлическую пластинку, имитируя прохождение корончатой пластины трамблёра. Если ДХ исправен, светодиод будет гаснуть при вхождении пластины;

• с помощью заведомо исправного ДХ. Это самый простой и действенный способ. Если есть под рукой другой ДХ, который гарантированно исправен, просто заменяем им установленный датчик и смотрим, что изменилось в работе двигателя после этого.

Замена

 

Учитывая вполне доступную цену ДХ ($3–4), вместо неисправного прибора, чаще всего, устанавливают новый. Для замены ДХ на ВАЗ 2107 потребуются:

• пассатижи;

• отвёртка;

• ключ на 13;

• молоток.

Чтобы после замены ДХ не потребовалось регулировать зажигание, нужно перед демонтажем распределителя поставить штрихи на его корпусе и на блоке цилиндров. По окончании работы по этим меткам трамблёр устанавливается на место. Замена ДХ выполняется следующим образом:

1. Отсоединяют минусовую клемму от аккумулятора, снимают крышку прерывателя-распределителя и отключают разъём датчика.

2. Крепёжный болт распределителя откручивают ключом на 13, извлекают трамблёр с посадочного места.

3. С помощью наставки выбивают штифт, удерживающий вал трамблёра. Конструкцию для удобства можно зажать при этом в тиски.

4. Снимают пластиковый стопор и вынимают вал.

5. Откручивают два винта ДХ и два винта разъёма сенсора.

6. Отворачивают крепление вакуумного коллектора и снимают ДХ через отверстие.

7. Монтаж нового ДХ выполняют в обратном порядке.

Замену ДХ на ВАЗ 2107 автовладельцы, как правило, выполняют самостоятельно, не обращаясь в автосервис.

Если в автомобиле ВАЗ 2107 возникли проблемы с зажиганием, причина неполадок может быть связана с датчиком Холла. Этот прибор, расположенный на трамблёре, отвечает за формирование импульсов напряжения, которые подаются на коммутатор и далее на катушку зажигания. Диагностика, демонтаж старого и установка нового датчика не требуют специальных устройств, инструментов и дополнительной подготовки, поэтому автовладельцы выполняют эти виды работ, чаще всего, самостоятельно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here