«AvtoLadaGood.ru» - Инструкции по ремонту и эксплуатации автомобиля / Lada Samara 2: второй раз в малый класс

Lada Samara 2: второй раз в малый класс

Lada Samara 2: второй раз в малый класс

Lada Samara 2

В последние годы существования Советского Союза экономику нещадно «лихорадило»: разваливались крупные предприятия и целые отрасли, а после окончательного развала протекционизм государства окончательно канул в лету, и заводы остались предоставленными только самим себе. Поэтому несамостоятельные предприятия просто оказывались беззащитными в такой обстановке, разваливаясь и выгоняя тысячи людей на улицу.

Не легче было и автомобильной отрасли: поставить на конвейер что-то новое было невозможно материально и технологически, поэтому приходилось штамповать уже проверенные, но стремительно устаревавшие модели. Столкнулся с этим и АвтоВАЗ. Конечно, на конвейере сохранялись ещё свеженькие переднеприводные «Спутники», однако, как известно, ничто не вечно под луной.

Тогда курс европейской автомобильной моды успел свернуть от резких линий и острых углов к более плавным и «спокойным» формам. Не оставался в стороне и тольяттинский автогигант, уже готовивший новейшее «десятое» семейство, однако из-за материальных проблем завода требовалось что-то делать уже сейчас, не дожидаясь появления абсолютно новой модели. Собственно, тогда и родилась потребность обновления «зубила».

Самый оптимальный вариант

Да, действительно стремление недавних европейских (и не только) новинок к «округлению» хорошо прослеживается на отдельных примерах: Volkswagen Golf III, Ford Escort V, Opel Astra F и т. д. На их фоне волжское семейство с передним приводом действительно смотрелось старовато. Однако до появления сделанной по современным лекалам «десятки» ещё нужно было подождать как минимум до 1995 года, но что-то «засунуть» в производство посвежее было необходимо как воздух.

И первым же делом решили обновить экстерьер. Из новшеств такового можно назвать капот, доходивший почти до бампера без участия какой-либо решётки радиатора (вместо неё красовалось фигурная «щель»), скруглённые под новый профиль крылья и модные узкие фонари, указатели поворотов которых заходили на упомянутые крылья. Более объёмными стали и бамперы, хоть и сохранившие функцию спойлера, но ставшие гармоничнее; при этом в угоду моде они стали окрашиваться в цвет кузова и выполняться из другого, более «нежного» пластика.

Отдельного упоминания заслуживают передние фонари. Так как они стали уже, то мощность испускаемого потока света снизилась. Конечно, логично было бы поставить линзу, как это сделано было на «десятке», однако в силу каких-то неизвестных причин поставлен был простой рефлектор, который в процессе работы имел склонность к перегреву. В дальнейшем, стоит отметить, этот просчёт был исправлен переходом на новый рефлектор из термореактопласта, но факт остаётся фактом.

Однако основная часть творческих мучений досталась задней части, причём именно седана ВАЗ-2115. Уже тогда было замечено, что хоть минимальное изменение наклона задних стоек крыши хотя бы на пару градусов могло бы сильно снизить загрязнение заднего стекла. Да и вообще улучшение аэродинамических качеств кузова серьёзно бы подправило динамические характеристики и топливную экономичность. Поэтому кузовные панели испытывали прямо… в аэродинамической трубе, подгоняя их буквально «на коленке».

Вкупе с неплохой развесовкой по осям и добавленному спойлеру на крышке багажника вместо «горба» на заднем бампере это позволило «прижать» кузов к земле на высоких скоростях, придав автомобилю новые нотки управляемости и манёвренности. Из элементов стиля добавились т. н. «европейские» задние фонари во всю ширину задней панели, заходя даже на крылья; колёса иного дизайна с нарядными колпаками, накладки на дверях с пластиковой полосой, и крышка багажника наконец-то опустилась до уровня бампера.

Всё это сделало «пятнашку» современнее, однако лишило её стилистического единства из-за сохранения старых «рубленных» кузовных панелей. С ВАЗ-2113 и -2114, являвшимися соответственно модернизированными вариантами «восьмёрки» и «девятки», всё было намного проще, так как задок из-за технологических особенностей кузова, не имевших возможности обновлять его «малой кровью», получил только спойлер. Из-за этого сохранились маленькие задние фонарики и высокая погрузочная высота.

Поэтому седан стал считаться самым удобным и практичным среди «Самар» второго поколения, а хэтчбеки производились в основном в угоду «молодым».

Интерьер и техническая часть

В плане интерьера новые «Самары» приобрели нечто более ценное, чем просто современный товарный вид. С одной стороны, ограничения в финансах не позволили внедрить новые сидения, но автомобилю досталась новая приборная панель, называемая часто за свои возможности «евроторпедо». Из её преимуществ можно назвать:

1. немного развёрнутую к водителю массивную консоль, переходящую прямо в туннель пола;

2. эргономичный интерфейс;

3. руль от ВАЗ-2110;

4. всевозможный набор дополнительных опций вплоть до установки бортового компьютера на поздних вариантах.

Также в простых комплектациях устанавливались электронные указатели температуры, одометр и часы, новые дверные карты и даже электрические стеклоподъёмники, правда, вместе с обивками дверей становившееся фишкой только «четырки» и «пятнашки», минуя ВАЗ-2113. Это сделало «новое старое» семейство достаточно комфортнее, подняв его не только до уровня «десятки», но и до зарубежных конкурентов своего ценового сегмента.

Технически же новые «Самары» почти ничем не отличались от «зубил» позднего образца: пятиступенчатая КПП, двигатель ВАЗ-2111 объёмом полтора литра с восемью клапанами и распределённым впрыском. Но стоит заметить, что первые товарные образцы выпускались с простым карбюраторным двигателем от предшественника ВАЗ-21083.

Итоги

В итоге запустить обновлённое семейство удалось с началом мелкосерийного производства ВАЗ-2115 в 1997 году, однако из-за грянувшего дефолта раскрутиться удалось только в самом начале нулевых. Заменить же первое поколение семейства удалось только в 2004 году, а последней с конвейера сошла «четырка» в конце декабря 2013 года.

Можно ли считать проект Lada Samara 2 удачным? И да, и нет. Ведь обновлённым «зубилам» всё-таки удалось продержаться на конвейере аж до 2013 года, однако занять временную нишу между «Спутниками» и «десятками» из-за «скоропостижного» появления последней им так и не удалось.

5-12-2019, 21:14
Вернуться назад