
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ ЛАДА КАЛИНА Система охлаждения двигателя автомобиля ЛАДА КАЛИНА жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком. Систему охлаждения двигателя ЛАДА КАЛИНА заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре до -40
С. Расположение элементов системы охлаждения двигателя ЛАДА КАЛИНА показано на рис. 1. Рис1.
Расположение основных элементов системы охлаждения двигателя ЛАДА КАЛИНА:
1-расширительный бачок; 2-термостат (расположен под воздушным фильтром); 3-электровентилятор радиатора; 4-радиатор системы охлаждения; 5-водяной насос (расположен под крышкой привода ГРМ). Устройство системы охлаждения двигателя автомобиля ЛАДА КАЛИНА показано на рис. 2. Рис. 2.
Система охлаждения двигателя автомобиля ЛАДА КАЛИНА:
1-расширительный бачок; пробка расширительного бачка; 3-радиатор системы охлаждения двигателя; 4-подводящий шланг радиатора; 5-термостат; 6-датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем; 7-прокладка термостата; 8-головка блока цилиндров; 9-прокладка водяного насоса; 10-водяной насос; 11-прокладка подводящей трубы; 12-подводящая труба водяного насоса; 13-шланг от термостата к подводящей трубе водяного насоса; 14-отводящий шланг радиатора в сборе. Водяной насос 10 центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ. В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.
Термостат 5 с твердым термочуствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя. Он имеет основной и дополнительный (перепускной) клапаны. При температуре охлаждающей жидкости до (85
С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре (85
С термостат начинает открываться, а при 102
С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию жидкости через радиатор. Рис.
3. Радиатор с электровентилятором и расширительный бачок:
1-пробка расширительного бачка; 2-пароотводящий шланг; 3-радиатор; 4-подушка опоры радиатора; 5-уплотнительное кольцо сливной пробки; 6-пробка сливного отверстия; 7-кожух электровентилятора; 8-гайка; 9-электровентилятор; 10-колодка жгута проводов электровентилятора; 11-болт; 12-расширительный бачок. Электровентилятор 9 (см. Рис. 3) с пластмассовой шестилопастной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения автомобиля в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки.
Кожух, в свою очередь, прикреплен к радиатору 3 в четырех точках. Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 6 (см. Рис. 2), расположенного в гнезде термостата 5.
Радиатор 3 (см рис. 2) трубчато-пластинчатый, алюминиевый, с пластмассовыми бачками, двухходовой, с перегородкой в левом бачке. В нижней части правого бачка находится сливная пробка 6. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком. Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры.
Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки МАХ и MIN для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см
), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование. При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение.
Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см
) и пропускает воздух в расширительный бачок. В систему охлаждения двигателя автомобиля ЛАДА КАЛИНА с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона. ПРИМЕЧАНИЕ: Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т. Д.
) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов. Статья с сайта : http://avto-ladakalina.ru.