Модификации «Жигулей» второго поколения: перечень и итоги

0
158
Модификации_жигулей

В начале 1980-х годов на ВАЗе в преддверии появления нового переднеприводного семейства конструкторам «заказано» было последнее обновление «Жигулей». Итогом этого громкого процесса стало явление народу трёх моделей: седана ВАЗ-2105, седана в комплектации «люкс» ВАЗ-2107 и универсала ВАЗ-2104 (по аналогии с предыдущими моделями семейства). Производились «новые старые» автомобили каждый почти по тридцать лет как на самом ВАЗе, так и на иных автопредприятиях, правда, собиравших машины из готовых SKD-комплектов.

Естественно, за эти три десятка лет вазовские легковушки не могли не видоизменяться, но видоизменялись они в основном внутренне, примеряя на себе различные волжские моторы. Судя по всему, тольяттинцы хотели приблизится к европейскому уровню, ставя на свои детища различные агрегаты. Однако выбора как такового у потенциального покупателя и не было, так как таковые находились примерно на одной ступени эволюции и серьёзных преимуществ своим хозяевам не давали. Но ввести классификацию среди этого разнообразия всё же стоит.

ВАЗ-2105 и -2104

Заводские седаны базовой комплектации, как правило, меняли в себе только двигатели, имевшие непосредственное отношение к родному конвейеру. Из характерных представителей таковых можно назвать совсем «дохлый» двигатель от ВАЗ-2101 объёмом 1,2 литра, от ВАЗ-2103 объёмом 1,5 литра с пятиступенчатой КПП и такой же двигатель, только с моновпрыском, имевших индексы ВАЗ-21051, -21053, -21053-30 соответственно.

Оснащались базовые «пятёрки» и самым мощным жигулёвским мотором от ВАЗ-2106, имевшие маркировку ВАЗ-21054, производившиеся в основном для нужд МВД в 1990-е. Однако позже «шестёрочный» двигатель оснастили распределённым впрыском, и модификации с таким агрегатом получили индекс ВАЗ-21054-30, находясь теперь не только в эксплуатации в органах.

Особое внимание ВАЗ всегда уделял авторынку Великобритании. Весь смысл данного сотрудничества составляла идея обеспечить большинство не особо респектабельных англичан возможностью купить автомобиль. Благодаря договору между Объединённым Королевством и СССР родились версии с обычным «пятёрочным» двигателем, с монопрысковым от ВАЗ-2103 и мотором от «копейки», обознавшихся соответственно ВАЗ-21056, -21057 и -21058. Конечно, главным отличием от обычной «пятёрки» была «отзеркаленная» по горизонтали торпедо.

Ситуация с «четвёркой» обстояла несколько иначе, так как в этом случае инженеры пытались на её базе создать коммерческий автомобиль в связи с переходом на рыночную экономику. Первоначально на одной из «дочек» АвтоВАЗа, именовавшейся «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» (ВИС) была создана первая машина подобного рода, имевшая индекс ВАЗ-21043-33.

Сие творение было создано без изменений задней подвески и силовой конструкции кузова, поэтому какими-то выдающимися грузовыми качествами оно не обладало. Позже был проведён «рестайлинг», благодаря которому в конструкции появились полурама, рессоры, что позволило сделать пол кузова полностью ровным и увеличить грузоподъёмность до 490 килограммов против прежних 300.

ВАЗ-2107

Изначально статус «семёрки» характеризовался формулировкой «самая комфортабельная и современная из «Жигулей», который позже сменился на что-то эквивалентное идее народного автомобиля. Это обуславливало не только большое количество «дополнительных опций» в заводском каталоге, но и внушающую уважение гамму силовых агрегатов. И первыми из таковых были версии с моторами от других «Жигулей»:

1. ВАЗ-21072 с агрегатом от «пятёрки»;

2. ВАЗ-21074 с силовой установкой от «шестёрки»

ВАЗ-21074

3. ВАЗ-2107-20 и -21074-20 c агрегатами от ВАЗ-2105, -2106, но с распределённым впрыском.

Выпускались и экспортные версии «семёрок»: для рынка Великобритании ВАЗ-21077 и -21078 с двигателями от «пятёрки» и «шестёрки», отдельный вариант с каталитическим нейтрализатором объёмом 1700 см3 с восемью клапанами и моновпрыском, обозначавшийся как ВАЗ-21073, и специальная версия для КНР с мотором объёмом 1400 см3 под низкооктановый 76-й бензин.

Специальные версии

Сегодня уже подзабыли, что на Волжском автозаводе пытались отойти от традиционной бензиновой тематики, в своё время предложив рынку дизельные и роторно-поршневые двигатели Ванкеля! Но обо всём по порядку.

Попытка создания дизельной силовой установки возникли уже в 1980-х, когда разработка Рудольфа Дизеля всё прочнее вклинивалась в легковое производство мирового уровня. На Волжском автозаводе решили противопоставить свою разработку современным европейским новинкам, тем более что отдельные фирмы на Западе давно занимались установкой дизелей на Лады. Однако по различным причинам запустить собственный дизель ВАЗ-341 удалось только в конце 1990-х совместно с компанией «Барнаултрансмаш».

Эти изделия устанавливались в основном на «Нивы» и «четвёрки», которые имели соответствующие индексы ВАЗ-21045 и ВАЗ-21048. Последний имел модернизированный двигатель ВАЗ-343, обладавший большей мощностью и объёмом. Но из-за низкого ресурса, а также сложностей с сервисом и запчастями в 2003 году выпуск экземпляров этих комплектаций полностью прекратился.

ВАЗ-21048

Но квинтэссенцией фантазий волжских инженеров стало появление роторов ВАЗ-21018/-413/414/415, устанавливавшиеся на многие тольяттинские легковушки в период с 1970-х по 2000-е годы. Сначала их первые версии, обладавшие односекционной конфигурацией, ставились на обычные «Жигули» для нужд силовых ведомств, но из-за низкого ресурса позже сменившаяся на двухсекционные ВАЗ-413 и -415/4132.

Последний как раз и ставился на семёрки» ВАЗ-21079 и «пятёрки» ВАЗ-21059, с которыми их мощность подрастала до 140 «лошадей», а «максималка» до 180 км/ч. В 1990-е такие машины всё-таки стали доступны населению, но из-за сервиса и запчастей, а точнее их отсутствия, каким-то выдающимся спросом они никогда не пользовались

Заключение

В общем, как можно видеть, «Жигули» второго поколения имели пространный перечень различных модификаций – от самых элементарных и банальных до самых неожиданных и в каком-то смысле креативных. Всё это порождалось стабильно высоким спросом на «классику», в каждое время находившей своего покупателя, который в определённых масштабах сохраняется и поныне.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here