ВАЗ-2106 «Жигули»: под номером «шесть»



ВАЗ-2106 «Жигули»: под номером «шесть»

ВАЗ-2106

В начале 1970-х мировая автомобильная мода успела достаточно серьёзно измениться в пользу только приходивших острых граней и резкости форм, а также ужесточения норм пассивной и активной безопасности. В то время ведущие автопроизводители начали серьёзные обновления своей продукции, что сразу сказывалось на конкуренции. Тогда только что запущенный в серию Волжский Автомобильный Завод только начинал функционировать на заявленную мощность (660 тысяч единиц в год). На тот момент столько выпускала вся советская автомобильная промышленность, включая грузовики и автобусы. В стране впервые начали создаваться централизованные СТО, только появлялся рынок автозапчастей. В Союзе «Жигули» обладали сумасшедшим спросом, так как по своей технологичности, надёжности и элементарности, с которой мог справиться почти любой автослесарь почти любой квалификации. Пользовались первенцы нового автозавода успехом и за рубежом, в том числе и в «буржуазных» странах, таких как Франция, Германия, Канада, Великобритания и др., ибо в сочетании с относительно низкой ценой, простотой обслуживания и ремонта и даже с некоторым стилем они затмевали своих конкурентов. Такая ситуация продлилась примерно до середины 70-х, когда дизайн десятилетней давности всё-таки начинал контрастировать с европейскими новинками. И если в техническом аспекте конструкция «классики» всё ещё оставалась свежей, то дизайн требовал рестайлинга.

Первые шаги

Сперва решено было «подтянуть» технику. Инженеры решились на отчаянный шаг, расточив его до предела и увеличив ход поршня до максимальных 79 миллиметров. Это повлекло за собой увеличение объёма почти до 1,6 литра, крутящего момента больше чем на 12%, а мощности до 78 «лошадей». Благодаря этому улучшилась динамика: максимальная скорость стала составлять 154 км/ч, разгон до «сотни» сократился до 16 секунд. Правда, всё это стало причиной повышенной нагрузки на впускной коллектор, сцепление и тормоза, что повлекло за собой увеличение ведомого диска сцепления и тормозных цилиндров, а также изменению передаточного числа четвёртой передачи. Благодаря этим преобразованиям в жигулёвской линейке появился самый мощный двигатель, который чуть позже перекочевал на «Ниву», а в отдельных случаях и на другие модели волжской «классики». Помимо двигателя на «шестёрке» впервые появилась аварийная сигнализация; всё же остальное «железо» перекочевало с ВАЗ-2103.

Быстрее, выше, дороже

Несмотря на всю парадоксальность этого факта, задача дизайнеров оказалась сложнее, чем у инженеров, ведь им предстояло не просто освежить внешность, но и не испортить лаконичный итальянский силуэт. При этом следовало сделать машину богаче, одновременно с этим удешевив её в производстве. В первую очередь решили избавиться от слишком сложных и дорогих в производстве хромированных элементов. Среди них можно назвать бамперы со сложными Г-образными окончаниями, которые были заменены на простые хромированные с накладками и клыками из пластика, а также повторители поворотов, которые стали полностью прямоугольными безо всяких сопрягающих элементов. При этом колёса обзавелись новыми колпаком с чёрной фигурной гайкой, катафоты были вынесены на задние крылья, облицовка радиатора обрела пластиковые серебристые «очки» вокруг передних фар, причём пластиковыми стали и дефлекторы салонной вентиляции на задних стойках крыши. Отдельного упоминания заслуживают задние фонари, которые впервые в отечественной истории вместили в себе почти все функции задней оптики (т. н. «европейский свет»), к которым сбоку примыкали пластиковые корпусы подсветки номерного знака.
Произошли некоторые перемены и в салоне, но носили они чисто символическое значение: отделка салона начала выполняться из велюра, на торпедо появилась кнопка «аварийки», регулировка яркости подсветки и лампочка индикации уровня жидкости тормозов; передние сидения стали баловать владельцев подобием подголовников, на руле и на нижней части дверных карт появилось затейливое тиснение. С торцов дверей исчезли индикаторы открытых дверей, иной стала форма подлокотников, под рулевой колонкой появился рычажок стеклоомывателя и в некоторых комплектациях заднее стекло могло оборудоваться электрическим подогревом.

Жизнь после конвейера

Изначально «шестёрка» предполагалась конструкторами как улучшенная версия ВАЗ-2103, посему во всех документах периода проектирования она обозначалась как ВАЗ-21031 по аналогии с ВАЗ-21011. Однако на волне подъёма значимости ВАЗа его руководство неосторожно взялось каждый год осваивать по новой модели. Сначала это даже удавалось, правда, вплоть до середины 70-х, когда вдруг волжские конструкторы не осознали, что поставить «Ниву» раньше 1977 года не получится. Именно поэтому руководство автозавода решилось на маленькую хитрость, выдав модернизированную «тройку» за новую модель, присвоив ей индекс самостоятельного автомобиля – ВАЗ-2106.
Как уже упоминалось, «Жигули» всех моделей активно поставлялись на экспорт: это были и страны СЭВ, и страны будущего Евросоюза (включая Германию, Францию и Великобританию, для которой существовали отдельные версии с правым расположением руля), и Канаду, для которой также существовали отдельные версии с изменённой оптикой. Всё это приносило хорошие валютные вложения в советский бюджет, что постепенно делало волжскую продукцию доминирующей в стране. Однако история «шестёрки» оказалась драматичнее, чем у других «Жигулей» первого поколения. С течением времени самая богатая и дорогая вазовская машина (стоившая 9100 рублей, что было на сто рублей дороже «Нивы» с её сложной трансмиссией и столько же, сколько «шикарная» и статусная «Волга» ГАЗ-24). Это сделало «шестёрку» очень узкоспециализированным автомобилем, который могли позволить себе только очень обеспеченные люди. При этом всём ВАЗ-2106 постоянно удешевлялся: сначала избавились от дорогого хрома, вроде молдингов на арках, решётки радиатора и бокового зеркала, которые стали выполняться из простого пластика. К тому же скоро начали появляться и вовсе нелепые модификации вроде ВАЗ-21061 и -21063 с двигателями от ВАЗ-2103 и -21011 соответственно. К тому же после появления более современных ВАЗ-2107 и ВАЗ-21099, которая была призвана заменить «шестёрку», статус последней сильно пошатнулся. Этот процесс только усилился после развала СССР, когда в страну хлынули поддержанные иномарки, при той же цене обладавшие большим функционалом опций. Продолжалась и эпопея удешевления, которая в 90-е достигла апогея: в салоне исчез велюр, уступив место дешёвому серому текстилю, исчезли катафоты с задних крыльев. Занимательна и история с поперечным молдингом, который тоже исчез на непродолжительный срок, однако после множества гневных писем производитель всё-таки вернул вожделенный декор. При этом падало и качество; ситуация выправилась только к началу 2000-х, когда чуть улучшилось качество сборки и самих комплектующих.

Заключение

Несмотря на все свои злоключения, «шестёрка» всё-таки пользовалась большим спросом, причём с годами только увеличивавшимся. Ведь изначально ВАЗ-2106 был самым дорогим и мощным в жигулёвской линейке, что вкупе с индивидуальным стилем делало его крайне желанным у автомобилистов. Именно благодаря любви и уважению со стороны автолюбителей «шестёрка» держалась в производстве на одном только АвтоВАЗе 25 лет до 2001 года до полного вытеснения «десяткой» ВАЗ-2110.