ВАЗ-2105 «Жигули»: «пятёрка» на «пятёрку»



ВАЗ-2105 «Жигули»: «пятёрка» на «пятёрку»

ВАЗ-2105

В самом начале 70-х годов прошлого века на промышленной карте СССР появилось новое предприятие – Волжский автозавод. Вся первая его продукция так или иначе перекликалась с автомобильной легендой 1960-х – Fiat-124, обладателем титула «автомобиль года» 1967 года в Европе. На рынке он занял уверенное место ровно до первой половины 1970-х, когда появились новые надёжные и вместе с этим элегантные модели, в том числе и у самого Фиата. Это, естественно, сказалось и на «клонах» Fiat-124, которые также поставлялись на экспорт.

Возникла эта проблема и у ВАЗа, которую сначала пытались решить, изменяя «мелочи». Первым продуктом такого творчества стал ВАЗ-21011/21013, позиционировавшиеся вместе с «копейкой» как «бюджетная классика», и ВАЗ-2106, являвшийся, по сути, чуть улучшенной версией «роскошного» ВАЗ-2103. Все эти попытки осовременить «классику», конечно, стимулировали спрос за рубежом, но этот эффект был временным.

В Европе мода начала сменяться острыми гранями и резкими сопряжениями, а на самом пике популярности начинали основательно обосновываться хэтчбеки с передним приводом. На их фоне «Жигули» смотрелись блёкло, что даже перестали спасать низкие цены. На плаву экспорт держали только модные и современные «Нивы», однако и заднеприводная линейка приносила деньги, и волжские конструкторы решились на последнее кардинальное реформирование «классики».

На острие прогресса

Стоит признать, что попытки модернизировать седаны с задним приводом существовали ещё с самого момента основания завода. Уже тогда «Жигули» казались староватыми, да и в плане техники всё было не так гладко. Ещё тогда дизайнеры пытались отойти от хромированной решётки радиатора и круглых фар, набивших всем оскомину, заменив их пластиком и лаконичным «кубизмом».

Однако любые серьёзные вмешательства портили совершенный итальянский лик, поэтому почти все такие решения пришлось буквально искать на ощупь. Как бы там ни было, но, когда поступило техническое задание что-то сделать с внешностью «классики», у дизайнеров уже был определённый багаж наработок.

Сначала было решено «заострить» кузов, однако изначально у художников-конструкторов висело условие не трогать пол, крышу и силовой скелет, являвшимися самыми дорогими производственными штампами. Благодаря изменениям рисунка штамповок передних и задних панелей, включая двери, внешность будущего автомобиля действительно омолодилась и перестала сходу давить возрастом.

А дабы подчеркнуть нововведения, в экстерьер было добавлено больше пластика и черного цвета в целом. Из таковых можно назвать:

1. новые боковые зеркала, регулируемые из салона;

2. прямоугольную решётку радиатора;

3. алюминиевые бампера с резиновыми накладками,

4. дефлекторы салонной вентиляции на задних стойках другой формы

5. и чёрные поля вокруг боковых стёкол.

Другими стали молдинги на порогах, задние фонари, вместившие в себя весь функционал задней оптики, и колёса, лишившиеся колпаков, выполнявшиеся из алюминия и получившие современную резину Ми-166. Окончательно и бесповоротно исчезли форточки, изменились ручки открывания дверей.

Однако главным достижением будущей «пятёрки» стали передние фонари, блок которых впервые в истории отечественного автомобилестроения вместил в себе функции переднего света, такие как: указатели поворотов, габариты, основной свет, а также гидрокорректор пучка света, что сделало возможным установку очистителей фар. Правда, такая опция, как правило, была достоянием экспортных авто, да и сами фары были лицензионным продуктом фирмы «Сибие».

Благодаря этим изменениям облик автомобиля действительно заиграл, но необходимо заметить, что «рубленная» нижняя часть несколько диссонировала с плавными обводами крыши.

Интерьер и техническая часть

Синхронно с экстерьером менялся и интерьер, главным украшением которого стала новая приборная панель. Из её новейших характеристик можно назвать более современную комбинацию приборов, «закованных» в антибликовые конусные стёкла и полностью чёрное оформление. При этом впервые в отечественной практике обивка потолка и дверные карты стали формоваться из пластика, сидения получили полиуретановую набивку и регулируемые по высоте подголовники.

Подтянули и пассивную безопасность: в дверях появились брусья безопасности, заново созданные системы вентиляции и отопления, а также бампера получили возможность установки гидроопор, что делало возможным адаптацию под рынок Канады.

Но наиболее серьёзные изменения затронули именно «железо», из которых можно вспомнить:

1. замена в рулевом механизме шарикового подшипника вместо роликового, что стало следствием улучшенной управляемости;

2. единый монтажный блок реле и предохранителей с прозрачной крышкой под капотом;

3. устройство автоматической подгонки колодок к диску задних тормозов по мере их износа;

4. вакуумный усилитель тормозной системы,

5. КПП с изменёнными передаточными числами,

6. реформированная система зажигания

7. и новый карбюратор системы Solex, получивший в Союзе название «Озон», с экономайзером и электронной системой принудительного холостого хода и пневмоприводом дросселя. Впоследствии такой карбюратор устанавливался на все «Жигули», независимо от их поколения.

Но главным новшеством стал именно новый двигатель. По сути, это был базовый силовой агрегат ВАЗ-21011 объёмом 1,3 литра, однако получивший новую систему газораспределения с ремнём из специальной резины с армированием, что уменьшило шумность агрегата, а также немного изменённый картер с ГБЦ из алюминия.

Изменённая ходовая часть, включая двигатель, получила оригинальный индекс «ВАЗ-2105».

Дальнейшая история и развитие

Запуск в производство первой модели новоиспечённой «классики» состоялся в 1979 году, что повлекло за собой образование второго поколения «Жигулей», которое включало седан ВАЗ-2105, универсал ВАЗ-2104 и улучшенный седан ВАЗ-2107.

По сути, «пятёрка создавалась как замена устаревшей «копейки», но из-за высокого спроса внутри страны последняя оставалось ещё некоторое время востребованной. Многие перемены, затронувшие конструкцию, были благосклонно восприняты автовладельцами и каких-либо серьёзных нареканий не получали. Прижилась машина и на Западе, однако что-либо серьёзное в экспорт она не привнесла.

ВАЗ-2105 выпускался до 2010 года, причём не только на родном ВАЗе, но и на различных автосборочных предприятиях и «дочках» упомянутого АвтоВАЗа, что является негласным рекордом среди семейства.