реле под рулем ваз 2109



реле под рулем ваз 2109

реле под рулем ваз 2109

Журнал Радио 8 номер 2002 год. ЭЛЕКТРОНИКА ЗА РУЛЕМ
Прежде чем продолжить рассказ о работе речевого информатора, просим исправить текст команды сору в предпоследнем абзаце первой части статьи, помещенной в майском номере журнала. Текст команды должен быть таким:
Сору/bимя первого файла+имя второго файла +. +имя n-ного файлапробелимя окончательного файлах
Датчик уровня тосола стандартный поплавковый, у которого вывод замыкается на корпус при снижении уровня охлаждающей жидкости за границу допустимого. В качестве устройства, индицирующего перегорание сигнальных ламп (указателя поворотов, габаритных огней и стоп-сигнала), можно использовать готовое реле контроля исправности ламп автомобиля ВАЗ-2109. В авторском варианте информатора работает трехка-нальный узел, описанный в [4].


В нем последовательно с каждой контролируемой цепью включен низкоомный резистор, по падению напряжения на котором определяется исправность ламп. Требуется только поменять местами инвертирующий и неинвертирующий входы ОУ, чтобы при перегорании лампы на его выходе появлялся не низкий, а высокий уровень, который затем выделит сумматор на диодах и резисторе. Фрагмент схемы этого узла показан на
рис. 4. Преимущество устройства [4] состоит в том, что оно позволяет очень просто регулировать порог срабатывания (переменным резистором).


Благодаря высокой чувствительности, ОУ удается уловить даже перегорание лампы бокового повторителя сигнала поворота мощностью всего 2 Вт. В устройстве с герконами порог срабатывания можно регулировать только изменением числа витков их обмоток, да и чувствительность хуже. На компаратор DA1 (см. Рис. 2) минимального уровня топлива сигнал поступает с установленного в баке реостатного датчика. Если же на вашем автомобиле не реостатный, а контактный датчик уровня топлива, можно использовать сигнал и с него.


ОУ в этом случае будет работать как инвертор. То же самое относится и к датчикам аварийного давления масла и аварийной температуры. В программе предусмотрена защита от импульсов дребезга контактов таких датчиков, но лучше все-таки воспользоваться реостатными датчиками, поскольку все механические контактные датчики имеют большую погрешность и нерегулируемые пороги срабатывания.


Реостатный же датчик позволяет установить любой порог срабатывания. Отключив имеющийся на автомобиле датчик и присоединив вместо него переменный резистор, установите стрелку бензомера (термометра или указателя давления) на любое желательное вам деление. Затем, вращая ручки резисторов (R13, R16, R19), отрегулируйте пороги срабатывания системы оповещения. Не забудьте, что датчик давления масла процессор опрашивает только при частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1200 мин. Для предотвращения ложных срабатываний от плескания горючего и омывающей жидкости в баках постоянная времени этих измерителей выбрана большой около 3 с и реализуется программно. Таким образом, все входные компараторы предназначены только для реостатных датчиков и с импульсными термобиметаллическими датчиками работать не могут.


Если ваш автомобиль уже не новый, то перед тем, как приступить к регулировке срабатывания температурных компараторов, желательно проверить работоспособность температурного датчика, например, в кипящей воде. Дело в том, что медно-марганцевые терморезисторы, обычно применяемые для этих целей на отечественных автомобилях, с течением времени существенно изменяют свое сопротивление. Если термодатчик находится в кипящей воде, а стрелка термометра показывает не 100С, нужно либо заменить термодатчик новым, либо переставить стрелку на оси указателя в правильное положение. Подключать добавочный резистор не рекомендуется, так как он может нарушить температурную коррекцию ло-гометрического указателя [5].


Узел контроля бортового напряжения особенностей не имеет. Подключив информатор к регулируемому источнику питания, резисторами R22 и R27 устанавливают нужные уровни. Напомню, что напряжение питания процессор проверяет только при работающем двигателе. Если вы решили отрегулировать компараторы DA5, DA6 в лабораторных условиях, нужно сымитировать работу двигателя, подав импульсный сигнал частотой 10. 200 Гц на контакт ХВ14 разъема Х1. С помощью генератора целесообразно проверить и работу узла оповещения об аварийной частоте вращения, чтобы не мучить двигатель запредельными режимами.


Сигнал поворота снимают с индикаторной лампы на приборной панели. Длительность работы включенного указателя поворотов тоже, кстати, проверяется при работающем двигателе. Информация о частоте вращения коленчатого вала двигателя поступает с датчика Холла прерывателя. Поскольку подобные датчики не имеют дребезга, то и программой не предусмотрена защита от него. Если на вашей машине классическая контактная система зажигания, то защититься от импульсов дребезга можно аппаратно (журнал об этом писал не раз; в частности, подойдет входная часть электронного тахометра [6]).


Как уже было отмечено выше, на время работы стартера программа во избе-жание сбоев блокируется. Сигнал о включении стартера снимают с обмотки его исполнительного соленоида (иначе называемого втягивающим реле). Для гашения противоЭДС обмотки соленоида в непосредственной близости от него нужно параллельно обмотке припаять защитный диод катодом к плюсовому выводу. Для этой цели удобно использовать диоды средней мощности с анодом на корпусе, например, КД208А. Такая мера, кстати, не только уменьшит уровень электромагнитных помех, но и существенно продлит жизнь контактов промежуточного реле или замка зажигания.


Вместо диода можно также применить стабилитрон средней мощности, например, Д815Е или Д815Ж. Стабилитрон заодно обрежет и плюсовые выбросы напряжения на безопасном уровне. Вообще же, если на вашем автомобиле есть еще какие-нибудь реле, обмотки которых не зашунтированы искрогасящими диодами, следует это выполнить. Датчик освещенности представляет собой фоторезистор СФЗ-4, смонтированный так, чтобы на него не попадал прямой свет фар встречных автомобилей. Устанавливать порог срабатывания датчика удобно в сумерках, когда вы считаете своевременным включение габаритных огней или ближнего света фар.


Порог регулируют резистором R7. Учтите, что речевое оповещение о включенных габаритных огнях происходит с задержкой, т. Е. Повернув на небольшой угол движок резистора R7, реакции на это надо ждать 30 с. Удобнее и быстрее можно отрегулировать узел, подключив вольтметр к выходу триггера Шмитта DD5. 1.


Датчики дверей выключатели, контакты которых замыкаются при открывании двери. Регулировать их надо так, чтобы они размыкались при закрывании замка двери на два щелчка. Допустимо использовать имеющиеся на дверях выключатели, управляющие лампами на торце дверей. На замках ремней безопасности смонтированы миниатюрные выключатели, опрашиваемые процессором только при движении автомобиля. Их контакты размыкаются при вставлении языка ремня в замок.


Датчик ремня водителя подключен непосредственно к входному порту, так как если автомобиль движется, то водитель заведомо на месте. Датчик ремня пассажира включен последовательно с датчиком в пассажирском кресле. Таким образом, датчик ремня пассажира опрашивается только тогда, когда сработал датчик наличия пассажира.


О том, что автомобиль движется, процессору сообщает датчик, смонтированный на спидометре. В составе большинства автомобильных механических спидометров есть вращающийся магнит. Если к нему приблизить катушку на разомкнутом магнитопроводе, в ней будет наводиться ЭДС с частотой, равной удвоенной частоте вращения магнита. Роль катушки в датчике играет обмотка от реле РЭС15; паспорт РС4.


591. 001 (или РС4. 591.


008). Сопротивление обмотки 2,2 кОм. У реле удаляют корпус, контактную систему и якорь. Катушку располагают со стороны немагнитной вставки спидометра так, чтобы разомкнутая сторона магни-топровода была обращена к вращающемуся магниту. Принципиальная схема датчика показана на рис. 5.


Удобно катушку впаять в небольшую плату, на которой разместить и ОУ с сопутствующими деталями, а плату, в свою очередь, укрепить на кронштейне. Подгибая кронштейн, находят оптимальное положение датчика. Вместо самодельного можно применить готовый датчик спидометра от маршрутного компьютера.


Схема подключения датчиков к системе оборудования автомобиля и к разъему Х1 речевого информатора изображена на рис. 6. Условия работы электронной аппаратуры на автомобиле весьма тяжелы. Поскольку для большинства радиолюбителей компоненты специального применения малодоступны и приходится собирать свои изделия из того, что есть под руками, следует, по возможности, облегчить работу речевого информатора.


В частности, аппарат нужно располагать в салоне, где меньше температурные перепады, и крепить через резиновые амортизационные втулки. Кожух должен быть прочным и хорошо защищать устройство от пыли и влаги. Ток, потребляемый информатором, около 300 мА, поэтому для стабилизатора DA7 достаточно сравнительно небольшого теплоотвода. Если кожух металлический, он может быть использован и как теплоотвод для микросхем DA7 и DA9. Если логический элемент DD6. 4 остался свободным, не забудьте заземлить его входы.


Известно, что в системе электрооборудования автомобиля и в его бортовой сети очень много электромагнитных помех. Это заставляет питать речевой информатор через защитный фильтр. Можно использовать готовый фильтр от вышедшей из употребления автомагнитолы или купить автомобильный фильтр, выполненный в виде отдельного устройства. Несложно изготовить и самодельный П-фильтр.


Он состоит из дросселя индуктивностью около 300 мкГн и двух оксидных конденсаторов емкостью 200. 500 мкФ. Очень ответственно следует подойти к выбору деталей для речевого информатора. Микросхемам в пластмассовом корпусе нужно предпочесть металлокерамические и керамические. Выбирая конденсаторы, обратите внимание на их температурные возможности. Так, оксидные конденсаторы К50-16 работоспособны при температуре не ниже -20С.


В случае, когда дальнейшей модернизации аппарата вы не предусматриваете, микросхемы памяти и микропроцессор лучше монтировать на плату без панелей. Если же без панелей не обойтись, не рекомендую применять отечественные ОНП; гораздо надежнее импортные с круглыми пружинными контактами. .