как определить систему вала или отверстия



как определить систему вала или отверстия

как определить систему вала или отверстия

Раздел Короткий путь http://bibt. Ru
Система вала. Система отверстия. Системой допусков. Система
допусков подразделяется на систему отверстия и систему вала. Рис.


95. Посадки в системе отверстий (а) и в системе вала (б) это совокупность посадок, в которых при одном
классе точности и одном номинальном размере предельные размеры
отверстия остаются постоянными, а различные посадки достигаются путем
изменения предельных отклонений валов (рис. 95, а).


Во всех
стандартных посадках системы отверстия нижнее отклонение отверстия
равно нулю. Такое отверстие называется основным. Это совокупность посадок, в которых предельные
отклонения вала одинаковы (при одном номинальном размере и одном
классе точности), а различные посадки достигаются путем изменения
предельных отношений отверстия (рис. 95, б). Во всех стандартных
посадках системы вала верхнее отклонение вала равно нулю. Такой вал
называется основным.


Поля
допусков основных отверстий обозначаются буквой А, а основных валов
буквой В с числовым индексом класса точности (для 2-го класса
точности индекс 2 не указывается): А, А, А,А,
А, В, В,
В, В
3а, В. Общесоюзными стандартами установлены допуски и посадки гладких
соединений. Допускается
пользоваться не только посадками, установленными стандартом, но и
комбинациями стандартизованных полей допусков отверстий и валов
одного или разных классов точности. Для
предпочтительного применения при номинальных размерах 1 + 500 мм
установлены два ряда полей допусков отверстий и валов. В первую
очередь должны применяться поля допусков 1-го ряда, затем поля
допусков 2-го ряда. Только в особых случаях, при необходимости, могут
применяться остальные поля допусков.


К
первому ряду 2-го класса точности относятся поля допусков посадок Н,
С, Х, а ко
второму ряду Пр, Г, П, Д и Л. Путем длительных наблюдений
установлена зависимость изменения допуска от размеров обрабатываемых
поверхностей. Эта зависимость выражается в виде кубической параболы. Сравнение допусков при разных размерах поверхности и одинаковой
точности производят, используя единицу допуска.


Число этих единиц,
заключенных в величине допуска на обработку поверхности,
характеризует степень точности обработки. Для каждого класса точности
предусмотрено определенное число единиц допуска. Величина допуска
равна ai, где а
число единиц допуска, i
величина единицы допуска. Для
отверстия диаметром 0,11 мм
c. A
есть
среднее арифметическое значение интервалов диаметров в мм.


На
чертежах отклонения указывают одним из двух способов:
1)
указывается размер и буквенное обозначение посадки, например, при
скользящей посадке 2-го класса точности для отверстия системы вала
диаметром 30 мм посадка обозначается 30С, для ходовой посадки 3-го
класса 30Х,
а на размерах вала соответственно будут указаны посадки;
2)
указывается размер и численные значения допустимых отклонений в
миллиметрах, например, для отверстия диаметром 30 мм в системе вала
при скользящей посадке 2-го класса точности пишется 30
+0,027
+0,05
-0,017. +0,027, а для третьего класса
30
+0,05. Для скользящей посадки
2-го класса точности в системе отверстия размер вала будет
30
-0,017, а для ходовой посадки
3-го класса
30
-0,05. Во
всех случаях численные значения верхних отклонений указывают выше
стрелки размера, а нижнее отклонение ниже нее.


Отклонения,
равные нулю, на чертеже не указывают. В
машиностроении применяется в основном система отверстия, так как при
этом необходимо меньше режущих инструментов с различными размерами,
например, для всех посадок одного и того же класса точности при
определенном номинальном размере потребуются развертки одного
диаметра. При системе вала для обработки различных отверстий
требуются развертки или протяжки разных диаметров в соответствии с
разными размерами отверстий для различных посадок. Обработка валов
обычно производится инструментами (резцами, шлифовальными кругами и
т. Д. ), размеры которых не связаны с характером посадок.


Развертки,
протяжки и другие калибрующие инструменты (размеры которых по
диаметру определяют размеры обработанных ими поверхностей)
относительно дороги. Таким образом, предпочитают систему отверстия из
экономических соображений. Однако
в некоторых случаях оказывается более целесообразным применять
систему вала. Это главным образом относится к тем случаям, когда на
одном валу должно быть помещено несколько деталей с разными
посадками. В этом случае при системе отверстия вал нужно было бы
делать ступенчатым, а это не всегда позволит осуществить сборку. .