LADA-21099 «Спутник»: раз, два, багажник



LADA-21099 «Спутник»: раз, два, багажник

LADA-21099

Уже к началу 1980-х годов на рынке стали почти полностью доминировать автомобили с передним приводом и кузовом хэтчбек в различных дизайнерских вариациях. Из характерных представителей того времени, рвавших рынок в клочья, можно назвать Volkswagen Golf I, основавший целый класс автомобилей этого типа – т. н. «гольф-класс», Volkswagen Golf II, Opel Kadett, Fiat Ritmo, Ford Scorpio и т. д. На волне подобных настроений конструкторами из Тольятти были созданы автомобили этой же концепции – ВАЗ-2108 и -2109.

Однако скоро прагматичные европейцы охладели к теме хэтчбеков, вспомнив про седаны. На это были свои причины, но, как известно, спрос рождает предложение, и вскоре появились седаны Volkswagen Jetta, Opel Vectra и Kadett E, Fiat Regata и иные «хиты» продаж. Поэтому мягко говоря небогатые Лады с приводом на передние колёса и нечётным количеством дверей стали смотреться блёкло и постепенно отошли на второй план, что быстро отразилось на спросе. Это, собственно, и заставило конструкторов поддаться текущим тенденциям рынка.

Не были последними предпочтения и советских граждан, для которых седаны оставались традиционными фаворитами, а современные хэтчбеки предпочитало больше «продвинутое» поколение. Всё это в совокупности и создало предпосылки к появлению переднеприводного седана.

Творческий поиск

Уже с самого начала взгляды художников-конструкторов разделились на два противоборствующих лагеря: первые, главными из которых были дизайнеры В. Кряжев и В. Пашко, предлагали преобразовать внешность «девятки», творчески её переосмыслив; диаметрально противоположные взгляды имел лагерь консерваторов, предлагавший создать новое семейство автомобилей, полностью бы заменивших на конвейере «классику». Дабы прийти к консенсусу, руководство одобрило два проекта, получивших рабочие индексы ВАЗ-2110 и -2112.

Однако в проекте «ВАЗ-2110» было не всё так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что художникам требовалась не просто «приделать» новый объём сзади, но и создать гармоничный образ, переосмыслив при этом решение передней части кузова. На это повлияло постановление вышестоящего начальства сделать перспективный седан самым дорогим и роскошным во всей вазовской линейке, заменив на этом поприще «шестёрку» ВАЗ-2106.

Чтобы придать автомобилю солидности и «роскоши», разработчики попытались интегрировать четыре круглые фары наподобие ВАЗ-2103/2106, но по свидетельствам очевидцев такой вариант смотрелся неброско и беднее на фоне базовых блок-фар. Портило ощущения «оригинальное» оформление передка –т. н. «маска», которую почти сразу заменили на «длинные» крыло и капот. А обескураживающий «клюв» уступил место простой пластиковой решётке радиатора, не выбивающейся из общего образа.

На первоначальном макете, сделанным В. Пашко, передок был разделён на две половины, располагавшими двумя фарами с одной стороны и одной блок-фарой с другой, причём посередине «болтался» всё тот же пресловутый «клюв». На проведённом летом 1983 года худсовете были представлены два проекта, из которых предстояло выбрать только один. И директор ВАЗа, а по совместительству министр автомобильной промышленности Поляков сказал судьбоносную для модели фразу: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

В итоге победил проект «десятки» как наиболее простой в освоении и производстве, ведь преемник «классики «ВАЗ-2112» отнюдь не базировался на агрегатах «Жигулей», а был отдельной разработкой, поэтому этот проект благополучно отправился «в стол». После этого коллектив дизайнеров во главе с Пашко довёл экстерьер до вышеописанного состояния; теперь до уровня требовалось «подтянуть» салон.

«Лихие девяностые»

Так как «ВАЗ-2110» замахнулся на уровень самой богатой тольяттинской легковушки, то необходимо было подвергнуть лёгкому рестайлингу и интерьер. Из главных новшеств такового можно назвать новую «высокую» приборную панель, в стандартную комплектацию которой добавились:

1. тахометр;

2. дополнительные сигнальные лампы;

3. разъём под стерео-магнитолу с местами под динамики в торпедо;

4. руль нового дизайна.

При этом салон сохранил такие традиционные черты «Спутников», как «штурманская» подсветка над передними сидениями, дешёвая формованная отделка из пластика и сидения, причём заднее осталось от «девятки» и теоретически могло раскладываться. В техническом плане всё осталось тоже самое без каких-либо перемен как таковых.

Отдельного упоминания заслуживает история с индексом. Во всей техдокументации до 1985 года он упоминается как «ВАЗ-2110», однако если бы он остался таким, машине пришлось бы проходить полный цикл госприёмки. И тогда руководство пошло на уже опробованную на ВАЗ-2106 комбинацию с подменой индекса. Тогда, чтобы отчитаться перед государством, модификация «тройки» ВАЗ-21031 получила индекс ВАЗ-2106. Теперь же задача стояла прямо противоположная – выдать автомобиль за модификацию «девятки» и пройти укороченный цикл.

Несмотря на то, что ВАЗ-21099 в общей сложности был готов к серийному производству в 1988 году, оно было налажено лишь в конце 1990 года из-за экономических трудностей Волжского автозавода. Несмотря на запоздалое появление, «девятка» в кузове седан вызвала небывалый ажиотаж. На Западе, необходимо отметить, спрос на Лады существенно притупился, поэтому что-то сделать уже не могло даже появление на рынке переднеприводного седана.

Интересный факт: к концу 1980-х тольяттинские маркетологи окончательно убедились, что название «Спутник» нигде не приживается, и тогда они решились на ребрендинг, добавив экспортное название «Samara» и на внутренние экземпляры. Изначально его планировалось писать кириллицей, но все почему-то норовили прочитать на английский манер «камапа». Тогда во избежание эксцессов вязь на шильдиках стала писаться исключительно латиницей.

Эпилог

Итак, ВАЗ-21099 производился с 1990 по 2004 годы на самом АвтоВАЗе до полного вытеснения автомобилем ВАЗ-2115. При этом выпуск седанов был налажен и на Украине и продолжался вплоть до 2011 года. В эти годы «девяносто девятая» позиционировалась как самый престижный отечественный автомобиль, потеснив в этом статусе даже ВАЗ-2106. В любом случае ВАЗ-21099 был желаемым у российских граждан и активно продавался до появления замены в лице ВАЗ-2110 и -2115.