как правильно одеть провода реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи



как правильно одеть провода реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи

как правильно одеть провода реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи

Глава 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Часть1 УЖНО ЛИ ЗАРЯЖАТЬ НОВУЮ АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ? В настоящее время все аккумуляторные батареи выпускаются в исполнении. Это значит, что для приведения такой батареи в рабочее состояние достаточно залить электролит плотностью на 0,02
2 меньше эксплуатационной для данного климатического пояса и чер з 20 минут, в течение которых происходит пропитка пластин, батарея готова к эксплуатации. Но, если аккумуляторная батарея простояла в сухом виде более года, ее нужно залить электролитом
нормальной плотности, затем, не ранее чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа, необходимо произвести замер плотности электролита. Если же плотность снизилась не более, чем на 0,03
то батарея готова к экс луатации.


Если плотность понизилась более, то батарею следует подключить к зарядному устройству и заряжать током, равным 0,1 емкости батареи, до тех пор, пока не будет бурного выделения газов (кипения) и плотность не поднимется до нормальной (для регионов с умеренным климатом 1,271,29
Плотность электролита, приведенная к 25
С). После этого аккумулятор можно устанавливать на автомобиль. КАК УМЕНЬШИТЬ САМОРАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Саморазряд считается повышенным, если падение емкости батареи пр
вышает 2% в сутки. Утечка тока по поверхности батареи, смоченной электролитом;
содержать батарею в чистоте, для чего после каждого заряда, а также в случае
электролита на поверхность батареи, каждый раз обязательно протирать крышку аккумулятора, мастику, стенки корпуса батареи, сначала чистой сухой ветошью, затем ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.


После чего протереть поверхность ветошью, смоченной водой и насухо вытереть чистой сухой ветошью;
не допускать трещин в герметизирующей мастике, так как через них электролит проникает на стенки корпуса и увеличивает саморазряд;
применять для изготовления электролита только чистую серную кислоту и дистиллированную воду. При повышении температуры окружающего воздуха саморазряд увеличивается, а при температуре электролита 0
С и ниже практически прекращается. КАК ПРАВИЛЬНО ХРАНИТЬ АККУМУЛЯТОРНУЮ БАТАРЕЮ? Аккумуляторные батареи можно хранить в сухом виде и приведенными в рабочее состояние. Сухие батареи надо хранить в сухом помещении с температурой от -40 до +60 С в вертикальном положении (пробками вверх). Пробки с
прокладками должны быть плотно завернуты, выводы и перемычки должны быть смазаны тонким слоем
смазки, например, техническим вазелином. Батареи с электролитом могут храниться в помещении с турой от -40 до +45 С, но чем ниже температура, тем лучше.


Батарею полностью зарядить и установить уровень электролита на 1015 мм выше верхних кромок сепараторов, а для батарей, имеющих заливную горловину (тубус) до нижнего края отверстия в тубусе: ввернуть пробки в аккумуляторы, предварительно прочистив вентиляционные отверстия;
поверхность батареи тщательно нейтрализовать 10% раствором кальцинированной соды или 10% раствором нашатырного спирта, протереть ветошью, смоченной в воде и вытереть насухо;
выводы и перемычки (если они открыты) очистить от окислов (белого или зеленого цвета) и смазать тонким слоем смазки. Проверку уровня и плотности электролита, доливку дистиллированной воды и при необходимости подзарядку необходимо проводить через 1 месяц. Если температура хранения не выше +15
С, то проверку можно проводить через 2 месяца. Не допускать хранения сильно разряженной батареи при температуре ниже 0
С. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ И ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА ПЛАСТИН АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ пластин (электродов) аккумуляторной батареи появление на поверхности пластин слоя сульфата свинца (белого цвета) возникает в результате неправильного ухода за батаре длительного нахождения батареи в разряженном состоянии; систематического низкого уровня электролита (ниже верхнего края пластин) применение электролита более высокой плотности, чем предусмотренною для климатических условий;
доливки в аккумулятор электролита вместо заливки батареи электролитом, загрязненным примесями, вследствие применения недистиллированной воды, грязной посуды.


Газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко газовыделение начинается при включении аккумулятора на заряд)
напряжение аккумулятора сигнала держится повышенным, затем повышается очень медленно, а в конце заряда снижается ниже нормы;
при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше нормы. КАК УСТРАНИТЬ Для устранения сульфитации аккумуляторную батарею нужно разрядить током 20-часового режима (для 6СТ-55 ток 20-часового разряда равен 2,75 А) до напряжения 1,75 В, затем из аккумуляторов вылить электролит и промыть их дистиллированной водой. После промывки в аккумуляторы залить дистиллированную воду и через 1час включить на зарядку током 3 А.


Заряд проводить до постоянства плотности электролита и напряжения на отдельных аккумуляторах в течение часа. После заряда довести плотность электролита до 1,27
2 путем электролита плотностью 1,4
2 и провести контрольный разряд 20-часовым режимом. Если за время разряда батарея отдает меньше 75% номинальной емкости, операцию заряда и разряда повторить. Если после проведения трех таких циклов батарея будет отдавать не менее 75
гарантированной емкости, батарею можно эксплуатировать, в противном случае она подлежит капитальному ремонту в специальной мастерской или выбраковке. ПОЧЕМУ ЗАГОРАЕТСЯ КОНТРОЛЬНАЯ ЛАМПА РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА? Контрольная лампа работы генератора горит на средних и больших оборотах двигателя, если неисправен генератор, регулятор напряжения или реле блокировки стартера. В первую очередь следует проверить натяжение ремня привода вентилятора и генератора.


Затем нужно проверить состояние контактов регулятора напряжения, реле блокировки, а также чистоту и надежность соединений проводов цепи зарядки. Подгоревшие контакты необходимо зачистить, соединения подтянуть. Если лампа будет продолжать гореть, нужно проверить работу реле блокировки, для чего снять крышку и проследить за поведением контактов при неработающем двигателе, при пуске и при его работе. При неработающем двигателе контакты реле блокировки должны быть замкнуты, при запуске двигателя они должны разомкнутся и
в таком положении во время работы двигателя. Если контакты не размыкаются, нужно обнаружить причину и устранить, или заменить реле блокировки. Затем нужно проверить величину напряжения на контактах регулятора напряжения.


На средних оборотах двигателя при
фарах напряжение должно быть не ниже 13В. При меньшем напряжении необходимо подрегулировать регулятор натяжением пружины подвижного контакта. Если и это не поможет, нужно снять генератор, разобрать его, промыть детали, осмотреть состояние контактных колец, щеток, обмоток статора, всех контактов.


Контактные кольца зачистить, изношенные щетки заменить, щеткодержатели очистить. При сборке и установке генератора проследить за правильностью сборки и надежностью крепления
онтактных нений. Если и после этих операций контрольная лампа будет гореть, то генератор придется ремонтировать в мастерской или заменить. КАК ПРОВЕРИТЬ ИСПРАВНОСТЬ ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО БЛОКА ГЕНЕРАТОРА? Неисправность выпрямительного блока генератора проявляется в пробое диодов или обрыве цепи.


Пробой диодов происходит при перегреве током большой силы, повышении напряже
ия генератора выше нормы или ме ниче ом повр ж ни. Рис. 45. Проверка диодов выпрямит
льного б ока на робой или обрыв цепи: 1 контактная пластина минус; 2 и 4 диоды: 3 блока диодов: 5 контактная пластина 6 контрольная лампа; 7 аккумуля рная батарея.


Проверку диодов на пробой или обрыв цепи можно произв сти контрольной лампой от аккумуляторной батареи. Нужно собрать схему (рис. 45)
Для пров рки диодов, соединенных с контактной пластиной минус, подключить к ней провод от плюсового вывода аккумуляторн
й батареи, а другим проводом, соединен
ым с выводом минус батареи последовательно с лампой, поочередно касаться зажимов блока (рис.


45а). При исправном состоянии диодов лампа будет горсть. Если в цепи диода есть обрыв
Лампа гореть не будет. Зат
м поменять полярность (рис.


456) к контактной пластине минус подключить минус аккумуляторной батар
и, а другим проводом поочередно касаться зажимов блока
При исправном состоянии диода лампа не должна гор иода лампа загорится. Аналогично проверяются диоды, со
дин нные с онтактной пластиной ПОЧЕМУ ДВИГАТЕЛЬ СТАЛ ПЛОХО ЗАПУСКАТЬСЯ СТАРТЕРОМ Если стартер работает нормально, а двигатель запускается с трудом, особенно зимой, наиболее вероятной причиной является окисление или
контактов тягового реле стартера, которые выключают добавочное сопротивление (резистор) катушки зажигания. Для приведения контактов в порядок требуется снять стартер и разобрать тяговое реле.


Рис. 46. Подк
ючение диода: 1 до олнительное реле стартера; 2 диод; 3 катушка зажигания. Есть способ, как обойтись без ремонта тягового реле, чтобы устранить неисправность. Для этого нужно установить диод, пропускающий ток в обход контактов тягового реле. Диод следует подключить между клеммой
катушки зажигания и С дополнительного реле стартера, как показано на рис.


46. В этом случае при включении стартера напряжение подается через диод в прямом направлении на обмотки катушки, минуя дополнительное сопротивление. После пуска двигателя реле стартера отключается и диод не пропускает ток в обратном направлении.


Для этой цели годится любой диод, допускающий максимальный ток не менее 10А, а напряжение не ниже 200 В, например Д214, Д242. ПОЧЕМУ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ СТАРТЕРА РАЗДАЮТСЯ ЧАСТЫЕ ЩЕЛЧКИ, А САМ СТАРТЕР НЕ РАБОТАЕТ
Когда при включении стартера ключом замка зажигания слышен треск контактов реле включения стартера, значит, неисправна или разряжена аккумуляторная батарея, низка температура электролита, окислены наконечники проводов и неплотно закреплены на выводах аккумуляторной батареи, зажимах тягового реле стартера и кузова автомобиля, неисправно тяговое реле или реле включения стартера. Это происходит потому, что у неисправной или сильно разряженной батареи напряжение в момент включения стартера резко снижается, поэтому реле включения или тяговое реле стартера отключают цепь.


При отключении цепи напряжение батареи повышается и оба реле включаются вновь. Таким образом, стартер включается и сразу же выключается, что и вызывает треск. В этом случае в первую очередь следует зачистить выводы аккумуляторной батареи и клеммы проводов, плотно одеть клеммы на выводы и надежно закрепить.


Сильно разряженную батарею необходимо зарядить. Зимой, в сильные морозы, рекомендуется батарею снимать и хранить в теплом помещении, а устанавливать на автомобиль непосредственно перед выездом. Для проверки тягового реле нужно включить зажигание и соединить проводом или отверткой зажимы 1 (рис. 47).


Если тяговое реле включается и при этом слышны частые удары шестерни привода стартера о зубчатый в
нец маховика, то реле неисправно и подлежит замен
47. Старт р контактные болты тягового реле; 2 тяговое реле; 3 рычаг: 4 привод. Для определения исправности дополнительного реле включения стартера нужно соединить между собой его выводы Б и К. Если при этом реле не включается, оно неисправно. ПОЧЕМУ ПРИ РАБОТАЮЩЕМ СТАРТЕРЕ КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ ДВИГАТЕЛЯ НЕ ВРАЩАЕТСЯ Рис.


48. Муфта свободного хода привода стартера: 1 наружная ведущая обойма; 2 ролик; 3 внутренняя ведомая обойма (шестерня)
4 пружина; 5 лепесток пластины (упор пружины) 6 толкатель. Рис. 49. Развальцовка крышки привода на токарно
Если при включении стартера слышен шум вращения якоря, а коленчатый вал при этом не вращается, причиной служит неисправность привода шестерни
муфты свободного хода.


Для устранения неисправности стартер необходимо снять,
брать и, в лучшем случае, заменить привод. Если же такой возможности нет, нужно попытаться его отремонтировать. Муфта (рис.


48) может пробуксовывать из-за износа роликов 2 или пазов в наружной обойме 1, поломки прижимных пружинок 4, а также в результате загрязнения или
смазки, из-за которого происходит зависание и заедание роликов, и их толкателей 6. Для определения причины неисправности и ремонта необходимо развальцевать края крышки привода, разобрать муфту, промыть и осмотреть детали. В мастерских крышку развальцовывают в специальном приспособлении на токарном станке (рис. 49)
но можно эту операцию проделать в тисках узким зубилом и молотком, отгибая край крышки небольшими участками, до тех пор, пока ее можно б
дет снять (рис. 50).


Изношенные ролики необходимо заменить роликами ремонтного размера диаметром 6,1 мм (можно изготовить их из хвостовика сверла данного диаметра). Вместо поломанных или потерявших упругость пружин нужно подобрать другие, аналогичные по размеру и усилию сжатия. Если пружины не сломаны, их можно растянуть, увеличив длину. Рис. 50.


Развальцовка крышки в тисках: 1 привод; 2 молоток; 3 зубило; 4 тиски
После сборки привода опустить его на 35 мин в масло для двигателя, затем дать стечь излишкам масла. ПОЧЕМУ ДВИГАТЕЛЬ ЗАПУСКАЕТСЯ НЕ СТАРТЕРОМ, А ТОЛЬКО С БУКСИРА? Причин этому может быть несколько. Среди них наиболее вероятные
окислены или плохо закреплены клеммы аккумуляторной батареи.


Нужно зачистить полюсные выводы батареи и клеммы проводов и хорошо затянуть болты крепления;
плохой контакт аккумуляторной батареи с массой. Необходимо проверить крепление провода от минусовой клеммы к кузову;
плохой контакт двигателя с массой. Нужно проверить крепление и исправность медного провода (без изоляции), соединяющего двигатель с кузовом;
ослабла клемма К3 а приводе тягового реле стартера. Очистить и подтянуть
большой зазор между свечей. Установить зазор 0,70,8 мм;
КАК ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ ПРИ РАЗРЯЖЕННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕ? Если при пуске двигателя стартер не работает, а свет и звуковой сигнал, хоть и слабые, но есть, значит аккумуляторная батарея разряжена или нарушен контакт в цепи между батареей и стартером.


Необходимо внимательно проверить надежность ч
стоту соединений и разъемов цепи. При обнаружении плохого ко
такта нужно зачистить его и надежно закрепить клеммы. Если же контакты на всем участке цепи нормальные, значит аккумуляторная батарея действительно
В этом случае нужно перемкнуть обрезком медного провода клеммы и катушки зажигания и попытаться пустить двигатель пусковой рукояткой. Если рукояткой запустить двигатель не Использовать исправную аккумуляторную батарею с другого автомобиля.


Можно установить ее на свой автомобиль вместо разряженной батареи, а можно установить автомобили так, чтобы батареи находились как можно ближе друг к другу. Затем проводом, сечением не менее 5,0
соединить массы автомобилей, а другим таким же проводом надежно соединить плюсовые клеммы батарей и пустить двигатель стартером. После пуска необходимо дать двигателю поработать на больших оборотах, чтоб
батарея заряжалась от генер тора, и снять провода.


2) Запустить двигатель с буксира или толканием. Автомобиль с разряженной батареей прицепить к автомобилю с работающим двигателем. После небольшого разгона выжать педаль сцепления, включить первую или вторую передачу, зажигание и медленно отпустить педаль сцепления. После того, как двигатель заработает, выжать педаль сцепления и выключить передачу, поддерживая средние обороты двигателя.


Если нет автомобиля-буксира, можно обойт
сь двумя или тремя помощниками. С их помощью нужно разогнать автомобиль, после чего отпустить педаль сцепления, предварительно включив передачу и зажигание. 3) Если машина стоит на дороге с уклоном, можно пустить ее под уклон своим ходом, проделав те же операции. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЗАЖИГАНИЯ БЕЗ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ? Признаками неисправности системы зажигания являются отказ или ненормальная работа двигателя. Рассмотрим эти случаи:
1.


Ста те в ащает коленчатый вал с остаточной частотой но двигатель не п скается нет даже отдельных вспышек рабочей смеси (такие признаки наблюдаются также при нарушении работы системы питания двигателя) Для определения неисправности в системе зажигания сначала нужно отсоединить от наконечников свечей один или два высоковольтных провода и установить их так, чтобы между их концами и массой двигателя был зазор 25 мм. При прокручивании двигателя стартером может наблюдаться
искр синего или красноватого цвета, или искры могут отсутствовать. Если проскакивают искры синего цвета, значит высокое напряжение поступает на свечи зажигания. В этом случае необходимо проверить сами свечи, для чего нужен специальный прибор. Отказ свечей может быть из-за конденсации большого количества влаги на наружных частях изолятора.


Если свечи исправны
значит система зажигания исправна и причину нужно искать в другом месте. Отсутствие искр на свечах указывает на неисправность системы зажигания. В этом случае необходимо проверить крепление высоковольтных проводов в гнездах крышки распределителя и катушки зажигания, а также крепление и целостность других проводов системы зажигания. Нужно тщательно осмотреть крышки катушки зажигания и распределителя. При обнаружении следов пробоя,
или трещин необходимо заменить катушку зажигания или крышку распределителя. Затем следует проверить наличие высокого напряжения на катушке зажигания.


Для этого нужно отсоединить центральный провод от распределителя и проверить наличие искры, как уже было сказано. Если на центральном проводе есть высокое напряжение, значит, неисправен распределитель. При отсутствии высокого напряжения на центральном проводе нужно проверить катушку зажигания. Для этого наконечник центрального провода установить на расстоянии 23 мм от массы двигателя, отсоединить от распределителя провод низкого напряжения и касаться им корпуса двигателя. При отрыве провода от корпуса двигателя в промежутке между наконечником центрального провода и корпусом
проскакивать искра. Если искры нет, значит, катушка зажигания неисправна.


Если же искра есть, неисправна цепь низкого напряжения в распределителе. Искра красноватого цвета между высоковольтными проводами и корпусом двигателя свидетельствует о недостаточной величине подводимог
к свечам высокого напряжения. В этом случае
проверить высоко напряжение на катушке зажигания указанным выше способом. Если между наконечником центрального провода и массой двигателя проскакивают искры синего цвета, это означает пробой изоляции крышки распределителя. Если на катушке также наблюдается недостаточно высокое напряжение, нужно повторить проверку, отсоединив провода от клеммы
Если при этом высокое напряжение на катушке совсем исчезнет, значит, добавочное сопротивление не
контактами тягового реле стартера.


Если при о соединении провода от клеммы ВК-Б высокое напряжение на катушке есть, неисправна катушка зажигания
ли делитель. В распределителе возможны: сильное загрязнение или
к нтактов прерывателя, значительное уменьшение угла замкнутого состояния контактов или пробой конденсатора. Работоспособность катушки зажигания и конденсатора можно определить поочередной их заменой на заведомо исправные.


Если после этого двигатель нормально запускается, замененный элемент был неисправен. 2. Двигатель не п скается возникают отдельные вспышки абочей смеси в цилинд ах или при аботе двигат ля наблюдаются пе В этом случае сначала нужно проверить систему зажигания на бесперебойность подачи высокого напряжения на свечи визуальным наблюдением между наконечниками высоковольтных проводов и корпусом двигателя.


Если высоковольтное напряжение поступает на свечи без перебоев, значит, неисправны свечи или
сопротивления их наконечников. Если же высокое напряжение поступает на свечи с перебоями, необходимо проверить работоспособность катушки зажигания. Если на катушке зажигания бесперебойное, перебои в работе двигателя могут быть вызваны повреждением и загрязнением изоляционных деталей распределителя или попаданием на них влаги, повреждением изоляции высоковольтных проводов, так как эти неисправности вызывают утечку тока высокого напряжения.


Между центральным проводом катушки зажигания и корпусом двигателя означает неисправность катушки зажигания или цепи низкого напряжения. В катушке возможен пробой изоляции вторичной обмотки или
центрального провода. В цепи низкого напряжения перебои могут быть по причинам
масла или грязи на контакты прерывателя,
или коррозии контактов, разрегулировки зазора между контактами, ослабления пружины рычажка подвижного контакта
большого люфта валика распределителя, обрыва проводка между подвижной и неподвижной
стинами прерывателя, пробоя конденсатора. Почти все перечисленные неисправности могут быть выявлены тщательным осмотром узлов цепи низкого напряжения.


3. Двигатель п скается но после выключения Это говорит об обрыве в цепи низкого напряжения до катушки зажигания или неисправности выключателя зажигания. В этом случае напряжение на катушку зажигания поступает только при пуске через контакты тягового реле стартера. Сначала необходимо выявить, нет ли обрыва добавочного резистора. Для этого отрезком провода соединить клемм
SK-5 и Если двигатель после отключения стартера будет работать, резистор неисправен.


М щность перегревается, пе
е асход ет топливо. Эти признаки являются следствием нарушения в работе вакуумного или центробежного регуляторов опережения зажигания или неправильной установки начального угла опережения зажигания. Статья с сайта : http://zaz-dnepr.org.ua.