какое давление должно быть в шинах 175/70 r13



какое давление должно быть в шинах 175/70 r13

какое давление должно быть в шинах 175/70 r13

Любой тест Авторевю начинается с манометра и шинного насоса. Ведь мы, как и многие наши читатели, прекрасно знаем, какое влияние на поведение автомобиля оказывает давление в шинах. Но в жизни сплошь и рядом встречаются случаи, когда ленивые автомобилисты лезут в багажник за насосом лишь только после того, как на полуспущенные шины обратят внимание стоящие рядом у светофора коллеги. А бывает и другое всезнающие умельцы безапелляционно утверждают, что шины с давлением в три атмосферы и ездят дольше, и улучшают все без исключения характеристики автомобиля.


Чтобы еще раз показать, к каким последствиям может привести как повышенное, так и пониженное давление в шинах, мы решили поэкспериментировать с редакционным ВАЗ-2108, обутым в бескамерные шины Бл-85 размерности 175/70 R13. В движении на каждое колесо автомобиля, в числе прочих, действует сила, численно равная произведению коэффициента сопротивления качению на вес автомобиля, приходящийся на данное колесо. Этот коэффициент изменяется в широком диапазоне (от 0,007 до 0,3) в зависимости от типа покрытия дороги, скорости движения, размеров и конструктивных особенностей покрышек, а также температуры и давления воздуха в шинах.


Коль уж темой нашей работы является именно давление, то отметим, что коэффициент сопротивления качению уменьшается с ростом давления в шине. И лишь при нереальных в эксплуатации значениях в 56 атмосфер наблюдается обратная зависимость. Происходит это из-за уменьшения потерь, связанных с деформацией покрышек при качении жесткая шина меньше сминается и, соответственно, теряет меньше энергии на нагрев внутренней структуры при деформации. А еше уменьшается площадь пятна контакта. Пониженное давление, наоборот, сильно увеличивает нагрев шины и потери энергии.


Все вроде бы просто: качай колеса большеи машина будет лучше катиться! Но при этом, по крайней мере, неизбежны потери в комфорте перекачанная шина перестает демпфировать улары при проезде неровностей. Но дело не только в комфорте. Огромное влияние оказывает давление в колесах и на управляемость автомобиля. Завод-изготовитель обязательно указывает значение давления воздуха в шинах передней и задней оси, которые могут быть различными, а часто еще и уточняется какое давление применять в случаях полной или частичной нагрузки, при движении со средними или высокими скоростями. Итак, смодулируем три варианта неправильного давления в шинах: слишком большого, слишком малого и нормального, но.


С одним полуспущенным колесом. Водитель, накачивая полуспущенные колеса, задает себе вопрос: А почему бы мне не вдуть воздуху впрок, побольше, и забыть про давление в колесах до самой осени? Да и по теории, машина на перекачанных колесах лучше катится и расходует меньше бензина.
Сказано сделано. Давление во всех шинах поднято до трех атмосфер вместо рекомендуемых 1,92,0, и наш гипертоник выезжает на дорогу. Прежде всего, используя профессиональный исследовательский комплекс, мы измерили максимальную скорость, расходы топлива, величину выбега и тормозного пути. Что оказалось? Разница по сравнению с нормальным вариантом (при давлении в шинах 2,0 атм) заметна, причем, в полном соответствии с теорией, восьмерка с шинами-гипертониками выигрывает у здоровой по всем этим параметрам, кроме тормозного пути и плавности хода.


Автомобиль стал легче катиться; за счет этого выросла максималка, и несколько снизились расходы топлива. Но с тормозами эффект обратный перекачанная шина обладает меньшими сцепными свойствами и, как следствие, тормозной путь увеличился. А как изменилось поведение машины? Гипертоник стал более спортивным в своих реакциях, он острее реагирует на повороты руля, стало проще управлять траекторией. Срыв колес в скольжение в предельных ситуациях происходит раньше, а вдобавок снизилось усилие на руле теперь в крутых поворотах меньше тратишь энергии, удерживая баранку.


Но в результате совсем пропало и без того слишком малое реактивное действие на руле в околонулевой зоне. По плавности хода наши прогнозы оправдались не полностью. Мы ожидали более существенного увеличения вибраций, сильных ударов при проезде неровностей, но сильного ухудшения комфорта не произошло. Лишь езда по булыжнику и по разбитому асфальту выявила небольшое увеличение вибраций, передаваемых на кузов жесткими шинами. Больше раздражало то, что все неровности стали слишком жесткими ударами передаваться на руль, и особенно в поворотах. К тому же в движении из-за уменьшения пятна контакта центральная часть протектора будет изнашиваться больше, и поэтому срок службы шин-бодрячков существенно снизится.


Преклоняем колено перед нашими перекачанными шинами и выпускаем на волю две атмосферы, оставляя взаперти лишь одну. Теперь во всех колесах восьмерки по одной атмосфере. Вариант вполне реальный, ведь при пониженном давлении радиальная шина с мягкими боковинами изменяет форму ненамного, и беглого взгляда на колеса часто не достаточно, чтобы сказать, что они приспущены.


Но измерительную аппаратуру не проведешь. Она четко зафиксировала ухудшение всех параметров, причем количественно разница со стандартом оказалась больше, чем в случае избыточного давления. В движении, пока едешь по прямой, особой разницы не чувствуешь. Но стоит немного повернуть руль, и возросшее упорство рулевого управления ощущается мгновенно: усилие на руле увеличилось более, чем вдвое.


Ну очень тяжело крутить баранку! Автомобиль-гипотоник стал похож на какую-то размазню. Чувствительность резко снизилась, и теперь приходится в тех же поворотах закручивать руль на явно большие углы, а автомобиль все равно стремится уехать наружу поворота. В пределе реакция на сброс газа очень вялая, почти никакая. Вибраций от дороги стало меньше, но в основном это коснулось мелких неровностей, а на более существенных выбоинах и булыжной мостовой тряска ничуть не меньше, чем при нормальном давлении.


Вдобавок приличные ямы и ступеньки асфальта теперь нужно либо объезжать, либо гасить скорость почти до нуля а не то гарантированы завязанный диск и пробитая шина. К тому же, для бескамерных шин, страдающих гипотонией, существует еще одна опасность возможность разбортировки в повороте или при косом наезде на препятствие (например, на бордюр). Испытать это нам пришлось помимо собственного желания. Дело в том, что в программу испытаний входили наши стандартные маневры переставка и поворот. Переставку подспущенные шины еше выдержали, а вот в повороте наступил предел и в пятом заезде шина, испустив закачанную в нее последнюю атмосферу, разбортировалась. И лишь благодаря опыту и реакции сидящего за рулем эксперта удалось сохранить невредимыми и диск, и шину, и сам автомобиль.


Случись такое в напряженном повороте на обычной дороге плачевные последствия гарантированы. В случае, когда при проколе шина испускает дух быстро, все ясно шлепающий звук и тряска подскажут водителю, что пора останавливаться и доставать запаску. Но часто бывает иначе: поймал гвоздь и ездишь еще довольно долго, не замечая медленного снижения давления в шине. Особенно это характерно для бескамерных покрышек. Можно ли это обнаружить и по каким признакам? К чему может привести езда
с таким подарочком? Ответить на эти вопросы мы смогли, проведя эксперимент на нашей восьмерке.


Для начала проколотым оказалось одно из задних колес. Давление в нем одна атмосфера, а заметить на глаз, что колесо спущено, почти невозможно. В движении каких-либо особенностей в поведении ВАЗ-2108 мы тоже не отметили переднеприводная машина слабо реагирует на подсевшее заднее колесо. И лишь доводя автомобиль до скольжений, разматывая его из стороны в сторону, можно почувствовать несимметричность в поведении восьмерки.


Когда больное колесо оказывается снаружи от центра поворота, автомобиль больше кренится и ввинчивается внутрь, уходя на меньший радиус. А в противоположном повороте поведение машины вновь нормальное. Таким образом, распознать в движении приспущенное колесо на задней оси можно лишь в предельных режимах. А при нормальной езде инструмент для этого один манометр. Если же давление упало в переднем колесе, то тут все намного проще моментально чувствуется возросшее усилие на руле, а автомобиль начинает тянуть в сторону спущенного колеса.


Если продолжать движение, то можно почувствовать почти все прелести управляемости автомобилягипотоника, не исключая возможности сползания шины с диска в повороте. А это уже очень опасно. Имея на руках результаты замеров и анализируя ездовые впечатления на недокачанных и перекачанных шинах, позволим дать некоторые рекомендации. Прежде всего поддерживайте даатение в шинах автомобиля в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя, не ленитесь лишний раз достать манометр и насос. Гнаться за улучшением характеристик автомобиля путем увеличения давления в шинах вряд ли стоит выигрыш минимален и сопровождается побочными эффектами. Даже сторонников принципа тормоза нужны трусам снижение ресурса шин не может не беспокоить.


А вот беспечная езда на полуспущенных колесах не только ведет к ухудшению всех параметров автомобиля, но и грозит серьезной аварией. О. РАСТЕГАЕВ Фото автора.