полноприводный ваз



полноприводный ваз

полноприводный ваз

Шаг в верном направлении То, что это не обычный универсал ВАЗ-2111, ясно с первого взгляда. Широко расставленные 15-дюймовые колеса, крупные арки с пластиковыми накладками-расширителями, увеличенный дорожный просвет. Знакомьтесь: перед вами один из первых образцов полноприводного универсала повышенной проходимости ВАЗ-21116-04, оснащенного двухлитровым двигателем Opel. Оснастить универсал десятого семейства полноприводной трансмиссией вазовцы задумали не вчера: то, что именно такой автомобиль нужен россиянам как воздух, известно давно. Кстати, весной прошлого года мы уже проводили спринт-тест экспериментальной одиннадцатой с колесной формулой 4х4 (см.


АР 10, 1999). Та машина была оснащена обычным полуторалитровым вазовским шестнадцатиклапанником и доработанной коробкой передач. А крутящий момент к задним колесам подводился через вискомуфту, заимствованную у автомобилей VW Golf Syncro предыдущего поколения. Как и на полноприводном Гольфе, муфта была объединена с редуктором заднего моста. Нынешняя версия с индексом 21116-04 это следующий шаг ВАЗа на пути к серийному полноприводному универсалу. И шаг серьезный.


Судите сами. При первом знакомстве с той, экспериментальной машиной мы сразу обратили внимание на несколько отрицательных моментов. Первый нехватка тяги у полуторалитрового мотора, остро ощутимая при любых мало-мальски внедорожных вылазках. Второй запаздывания при срабатывании гольфовской вискомуфты. Сначала автомобиль ведет себя как переднеприводный, но на скользком покрытии под тягой через некоторое время резко меняет поведение и начинает мести хвостом, словно заднеприводный, что осложняет управление машиной в сложных условиях. И третий то, что на той машине сохранили стандартный дорожный просвет.


А теперь посмотрите на сто шестнадцатую машину. Клиренс? Благодаря большим колесам, оригинальной задней подвеске и высоким пружинам спереди он заметно возрос. Нехватка тяги? Под капотом этого универсала установлен двухлитровый двигатель Opel, прекрасно знакомый нам по горячей десятке ВАЗ-21106.


Правда, в приводе задних колес по-прежнему стоит вискомуфта. Но расположена она по-другому и настроена иначе. Теперь схема полноприводной трансмиссии такова. На доработанном корпусе коробки передач располагается редуктор отбора мощности, а за ним, в центре автомобиля, установлена вискомуфта известной трансмиссионной фирмы GKN. Ее характеристики таковы, что даже в штатных режимах при отсутствии пробуксовки она подает на задние колеса 30% крутящего момента.


То есть у автомобиля настоящий постоянный полный привод! А когда передние колеса начинают буксовать, вискомуфта перераспределяет крутящий момент между осями в пропорции 50/50. Независимая многорычажная задняя подвеска получилась весьма компактной, поэтому пол в багажнике сто шестнадцатой остался таким же ровным, как и на обычном универсале ВАЗ-2111. Под полом стоит редуктор привода задних колес, заимствованный у Нивы. Поток мощности к вискомуфте, а далее к редуктору заднего моста подводится оригинальными алюминиевыми карданными валами.


Устраиваемся поудобнее (и передние, и задние сиденья здесь опелевские) и вперед. Тяговая динамика великолепна! Причем, в отличие от сто шестой с таким же мотором, полноприводный универсал радует напористым разгоном не только на асфальте, но и на грунтовке! Впечатление чуть портит лишь нечеткость работы механизма переключения передач. Впрочем, сделаем скидку: ведь это не товарный автомобиль, а ходовой прототип, который уже успел пройти в жестком режиме испытаний не одну тысячу километров. По этой же причине простим машине позвякивания, побрякивания, посвистывания и поскрипывания. Главное то, что в ходе доводочных испытаний вазовцы научили универсал ездить как следует! Даже на очень высокой скорости универсал отменно держит прямую. В крутом вираже он не норовит ни уйти в занос, ни сорваться в скольжение передней осью.


А если скорость на входе в поворот слишком высока, машина скользит наружу четырьмя колесами, плавно возвращаясь на траекторию по мере падения скорости. При этом крены автомобиля оказываются весьма умеренными, а связанные с ними задержки в откликах на управляющие действия остаются в предсказуемой, ожидаемой зоне. Правда, совладать с пресловутой недостаточной жесткостью кузова десятки все же не вышло. Силовые элементы в зоне крепления рулевого механизма при приложении нагрузок играют, и это по-прежнему создает ощущение ватности реакций, не позволяя водителю в полной мере ощутить, что действительно все под контролем. И тормоза разочаровали. При попытке замедлиться с максимальной эффективностью тормозная педаль вдруг проваливается, а обретает успокаивающую упругость только у самого пола.


Зато задние тормозные механизмы у универсала дисковые. В общем, работать еще есть над чем. Ведь активная безопасность столь мощного автомобиля просто обязана быть на высоте! Кстати, вазовцы говорят, что максимальная скорость универсала будет ниже, чем у сто шестой: передаточное число главной пары в трансмиссии решено увеличить, чтобы улучшить тяговые качества. Нам же и в нынешнем варианте подбор передаточных чисел показался весьма удачным тяги с лихвой хватало при тех внедорожных упражнениях, которым мы подвергли полноприводную машину. Словом, верной дорогой идете, товарищи! На асфальте ВАЗ-21116-04 это обычный легковой автомобиль с отличной плавностью хода и великолепной динамикой. И экономичность неплоха: по оценкам испытателей, средний расход топлива не превышает 9 л/100 км.


Согласитесь, вполне приемлемый результат для полноприводного автомобиля с двухлитровым мотором. А если надо, то на этом универсале запросто можно съехать с хорошей дороги и взять штурмом полосу раскисшего проселка. Половина пути до начала серийного выпуска этой машины уже пройдена. На это ушло полтора года. Стало быть, до начала производства осталось столько же.


По мировым меркам это, конечно, очень долго. По нашим нормально. Названа и ориентировочная цена $16500. Дорого. Но есть надежда, что со временем все зарубежные комплектующие (они и определяют столь высокую стоимость автомобиля) удастся заменить российскими.


Например, на машину установят вазовский двухлитровый шестнадцатиклапанный двигатель. А чем заменят немецкую вискомуфту? По словам тольяттинцев, варианты есть. .